В Ленинградской области стартовала муниципальная реформа: 9 октября прошли выборы в органы местного самоуправления. Явка избирателей оказалась низкой, но областные власти уверены, что на следующие выборы зазывать уже не придется. До Европы пока далеко На избирательные участки 9 октября пришли 1 млн. 283 тыс. человек - это 28,64% от общего числа областных избирателей. Им предстояло выбрать 2277 депутатов в советы 203-х муниципальных образований. В результате не нашли хозяев лишь 9 депутатских мандатов. Явка на выборы, мягко говоря, не впечатляет - прогнозы были куда более оптимистичными. Например, губернатор Валерий Сердюков накануне признавался журналистам, что ожидает выражения гражданской позиции от половины жителей области. Глава Леноблизбиркома Владимир Журавлев прогнозировал явку в 40%. Уже после выборов он сообщил корреспонденту "Росбалта", что ждал активности хотя бы от трети избирателей. Однако традиционное равнодушие граждан к местным выборам пока оказалось сильнее усиленно подогреваемого властями внимания к началу реформы МСУ. Разочарованность низкой явкой при общей удовлетворенности результатами выборов выразил председатель областного Законодательного собрания Кирилл Поляков. Он справедливо отметил, что до активности избирателей на муниципальном уровне нам надо еще дорасти. По словам спикера, в Европе явка на муниципальных выборах выше, чем на выборах в национальные парламенты, и достигает 60%. Напомним, что в воскресенье в области выбирали местные советы, готовящиеся принять почти три десятка новых полномочий - в соответствие с запущенной муниципальной реформой. По мнению Полякова, когда жители разберутся, что с 2006 года муниципалы будут отвечать и за свет, и за тепло, и за дороги, и за налоги (разумеется, в пределах своего округа), - на следующие выборы их не надо будет зазывать к избирательным урнам. Как сообщил накануне выборов губернатор Сердюков, такие "интересные" налоги, как подоходный налог и налог на имущество, будут переданы на уровень поселений - чтобы у них появилась собственная, а не спущенная сверху финансовая база. Соответственно, муниципалитеты будут меньше дотироваться из бюджета области, а значит будут кровно заинтересованы в увеличении собираемости налогов. Правда, губернатор уточнил, что в первое время пройдет мониторинг того, как муниципалитеты справляются с новыми полномочиями - и если потребуется, ряд полномочий уйдет на районный уровень. "Женщины" в фаворе Среди избранных депутатов - 1916 "самовыдвиженцев" и 352 "партийца". Причем в органы МСУ в Ленобласти могли избираться представители не только политических партий, но и общественных организаций. Одна из них - движение "Женщины Ленинградской области за равные права и возможности в гражданском обществе" - с 30-ю избранными депутатами заняла третье место среди партий и организаций по количеству полученных мест в муниципальных советах. Владимир Журавлев не склонен видеть в этом результате гендерную составляющую активного электората. Он полагает, что "Женщины..." просто подобрали сильных, хорошо известных кандидатов. "Единая Россия", напротив, не преподнесла сюрприза, уверенно оставив далеко позади ближайших преследователей (у "партии власти" 231 мандат). Впрочем, и кандидатов у нее было больше остальных - при этом избрался каждый третий баллотировавшийся "единоросс". Следом идет КПРФ - 51 депутат, прошел каждый шестой из выставленных кандидатов-коммунистов. На четвертом месте "Родина" с 17-ю мандатами (избран каждый 7-й). ЛДПР и Российская партия пенсионеров получили 12 и 5 муниципальных мандатов соответственно. Кирилл Поляков полагает, что партии проявили хорошую активность на выборах. Это своего рода репетиция перед выборами в областной парламент. Ведь депутатам ЗакСа Ленобласти еще только предстоит прописать в законе о своих выборах, что как минимум половина из них будет теперь избираться по партийным спискам. Спикер даже высказался в том духе, что в недрах областного парламента присматриваются к опыту питерских коллег: а не сделать ли выборы полностью пропорционально-партийными? Не следует, впрочем, забывать, что среди избранных в органы МСУ "самовыдвиженцев" немало сторонников той или иной партии, по разным причинам не пошедших на выборы под ее флагом, но готовых к политическому альянсу. Та же "Родина", по некоторым данным, считает "своими" порядка 80 мандатов. "Двухэтажное" МСУ Нынешние выборы в Ленобласти проходили по областному закону, обновленному в соответствии с федеральным законодательством. Как известно, 131-й Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" запускает с 2006 года реформу МСУ. Депутаты областного ЗакСа не стали откладывать реформирование в долгий ящик, хотя федеральный законодатель отвел для этого срок до 2009 года, и решили провести ближайшие выборы по новой системе. Кстати, эта оперативность может быть вознаграждена Москвой: глава Совфеда Сергей Миронов предлагает выделять регионам-передовикам муниципальной реформы дополнительные трансферты. Из-за введения двухуровневой системы МСУ количество муниципальных образований в Ленобласти выросло с 29 до 222. Эти две с лишним сотни образований первого, самого близкого к населению уровня объединяются в образования второго уровня - 17 муниципальных районов (плюс Сосновоборский городской округ). В каждом окружном совете депутаты изберут из своего числа главу муниципального образования, который вместе с коллегами будет состоять в районном совете. От больших округов на районный уровень могут быть делегированы и рядовые депутаты. Глава районного муниципалитета избирается по той же схеме. Иначе - и, пожалуй, сложнее, - обстоит дело с исполнительной составляющей муниципальной власти. Областной закон об МСУ предписывает депутатам обоих уровней брать на должность главы администрации округа или района специалистов-контрактников. Кандидатов на эти должности представят специальные конкурсные комиссии. Последние наполовину сформируют сами муниципальные депутаты, а остальных членов предложит губернатор Ленобласти, причем его кандидатуры должен утвердить областной парламент. И только когда в новых муниципалитетах, наделенных новыми полномочиями, начнут практическую работу набранные по новой схеме управленцы, можно будет сделать первые выводы об успехе или провале самой амбициозной и до сих пор не понятой населением российской реформы. Владимир Чичинов Источник: ИА "Росбалт" Опубликовано: 10.10.2005, 23:21 http://www.rosbalt.ru/2005/10/10/229963.html
|