[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Тюменцы готовы забрать в свои семьи 60 детей

16-09-2005  

 

Папа, мама и я - патронатная семья

Никто из детей в этом детском доме не ждал прихода мамы так, как ждала ее 8-летняя Настя - девочка с покореженной судьбой, насупленным взглядом и тонкими всегда плотно сжатыми губами.

Настя - сирота, ее биологическая мама бросила младенца еще в роддоме и дальнейшая судьба этой кукушки неизвестна. Но несколько лет назад в детский дом пришла тетя Света и вызвалась назвать девочку своей дочкой. А спустя несколько месяцев Настю попросту вернули обратно в детдом - вышвырнули из своей жизни как будто шкодливого котенка на помойку снесли. Мол, девчонка строптивая, чисто звереныш. После полученной душевной травмы с Настей долго работал психолог и психотерапевт. И вот чуть больше года назад в Настиной жизни появилась Наташа. Пожалела девчушку и стала забирать ее к себе на выходные и каникулы. Наталья долго не позволяла называть себя мамой, чтобы не давать ребенку напрасную надежду… А надежда у девочки появилась мгновенно, ведь уже через несколько дней знакомства Настя прямо спросила: "Когда ты меня заберешь к себе навсегда?"

Дом для детдомовца

В России 700 тысяч детей-сирот (даже после второй мировой войны их было 600 тысяч!), из них более 6 тысяч - в Тюменской области. Их удел - казенный детский дом, не лучшее место для сироты.

Не так давно Тюменская область присоединилась к тем регионам России, которые уже несколько лет практикуют новый вид удобного по сравнению с другими семейного устройства - патронатные семьи. Это когда берут ребенка (двух, трех) на воспитание и получают за свою работу зарплату. При этом ребенок числится в списках детского дома и знает, что патронатная семья - не родная и в 18 лет он должен будет ее покинуть.

Как отмечают специалисты, такой вид сиротского устройства привлекательнее приемной семьи, в которой вся ответственность за ребенка ложится на плечи родителей. При патронатном воспитании она распределяется на троих - органы опеки и попечительства, детский дом и непосредственно патронатных воспитателей.

На сегодняшний день в нашем регионе ведется подготовительная работа, специалисты тщательно прорабатывают все тонкости и пытаются заранее предугадать возможные трудности, собираются за "круглыми столами", обсуждают и досконально прорабатывают пути дальнейшей работы.

Как сказала заместитель начальника департамента образования и науки Вера Соловьева: "Мы хотим, чтобы патронатное воспитание стало не только массовым, но и качественным. Ошибиться нельзя, тем самым можно загубить новое дело". Проводится и обучение потенциальных патронатных родителей - прямо по месту жительства, будь то село или глубокая деревня. Крестьянке ведь не с руки бросить хозяйство и ехать обучаться патронатным тонкостям в город или райцентр. А на сельскую местность в этом начинании делается большая ставка - здесь "живые" деньги в большем почете, да и с рабочими местами у женщин посложнее. Тем более при своем огороде и корове прокормить и вырастить проще не только своих детей, но и приемных.

Сельчане вообще оказались милосерднее горожан. Например, Упоровский район сейчас переживает настоящий бум приемных семей. Таковых у нас по югу области 79, и 50 из них проживают в Упоровском районе, тогда как в Тюмени всего одна.

"…разработчики документа пожадничали"

Патронатное воспитание более выгодно и в экономическом плане. Содержание одного ребенка в детдоме обходится государству в 130-170 тысяч в год. Из них большая часть (около 70%) уходит на зарплату сотрудников, содержание помещения, ремонт, коммунальные услуги и прочее-прочее. Содержание ребенка в патронатной семье обходится дешевле. Но это тоже палка о двух концах. Свое мнение на этот счет у сотрудников детского дома, которые детдомовскую "кухню" знают вдоль и поперек. Все они с большой надеждой приняли идею о патронате, но уже сегодня отмечают некоторые недоработки в документе.

Директор детского дома в Тюмени "Содружество" Нина Ильюшонок говорит о финансовой стороне патронатного воспитания: "При патронате на одного ребенка зарплата полагается в месяц 1600 рублей, на содержание 2400 - по сути, это только на питание. С одеждой будет помогать детский дом, но по существующим нормативам. Если выдали носки на полгода, а они порвались после первой стирки, придется покупать на свои. Если детские дома сводят концы с концами благодаря спонсорам, то вам-то никто ничего не даст. Я считаю, что разработчики документа о патронате пожадничали".

Постановление о патронатных семьях в Тюмени было подписано не так давно, но уже на сегодняшний день порядка 60 детей тюменцы готовы забрать в патронатные семьи. Первопроходцами нового движения становятся непосредственно воспитатели детских домов. Многие из них годами забирали воспитанников к себе на выходные и каникулы, просто сейчас за практически то же самое они будут получать финансовую поддержку. Хотя воспитатель детдома "Содружество" Вера Пянзина говорит, что вряд ли рискнула бы стать когда-то патронатным воспитателем. Главная причина - гены. Сейчас в детские дома поступают дети от потерянного в наркоманском и алкогольном угаре поколения 90-х годов, и никто не знает, когда и где проявит себя изначально заложенная в ребенке наследственность. Но полноценных детей в этих заведениях тоже много. Например, в этом году сразу три выпускницы "Содружества" поступили учиться в Тюменский госуниверситет.

Материальной нужды в патронате не было

В принципе, каждое мнение имеет право на существование. Многих, кто знаком с положением о патронате, глубоко смущает еще один факт - в случае несовпадения характеров ребенка и воспитателя, сироту теоретически можно отдать обратно детдому. Как в том случае с девочкой Настей. Последствия таких "игр в семью" могут сломать ребенка навсегда. Остается верить в компетентность специалистов и порядочность будущих воспитателей. Ведь работает патронатное движение, и достаточно успешно, во многих регионах. В Курганской области к нему пришли от большой нужды, когда после бушевавших в регионе пожаров сгорели многие детские дома. Зато сегодня там очередь из желающих присоединиться к патронатному движению - они проходят жесткий кастинг, чтобы получить ребенка на воспитание, а сеть детских домов у соседей заметно сокращается.

В Тюменской области материальной нужды в патронате не было, зато, по словам, Веры Соловьевой, когда сирот накормили и одели, пришло время озадачиться морально-нравственной составляющей. В любом случае патронатная семья лучше даже самого продвинутого детдома, где новая мебель и уютная обстановка, красивые игрушки и вкусная еда. Потому что здесь в глаза сразу бросается инвентарный номер, написанный крупными красными цифрами на самом видном месте шкафа, а казенный кислый запах не выветривается в этих стенах никогда. Патронатная семья, пожалуй, самый оптимальный вариант и для тех, кто хочет слышать у себя в доме детские голоса, но побаивается сделать опрометчивый шаг на пути к усыновлению, как это было с Натальей и Настей.

Татьяна Соловьева

Источник: NewsProm.Ru с ссылкой на "АиФ в Западной Сибири"
Опубликовано: 13.09.2005, 17:55
http://www.newsprom.ru/news/112663410894274.shtml


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]