|
Сегодня, в условиях современной российской жизни, достаточно большое количество людей, сформировавшихся в советский период при политике государственного патернализма, попав в ситуацию быстрых социальных изменений, оказались неспособными самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Основная причина, как нам кажется, коренится в том, что процесс перестройки не имел достаточного информационного, образовательного и психологического сопровождения, которое могло бы помочь людям сориентироваться в новых условиях и приобрести необходимые социальные умения и навыки. Этот пробел должен был бы восполнить появившийся в нашей стране общественный сектор. Но в развитии общественных организаций и третьего сектора в целом мы видим определенные трудности. Главная причина этих трудностей - патерналистское сознание, глубокие корни которого лежат в нашем советском и досоветском прошлом. Обсуждению вопросов патернализма и был посвящен семинар Информационного центра независимого женского форума "Социальные инициативы для преодоления патерналистских стереотипов в обществе". Семинар проходил с 27 по 29 мая 2005 г., в Москве, по проекту ИЦ НЖФ, поддержанному Фондом им Г.Белля. На семинаре мы хотели обсудить плюсы и минусы патернализма на современном этапе, разработать подходы и методы преодоления пассивности граждан и формирования у них чувства ответственности и инициативы, а также найти позитивные практики, личностные и социальные, направленные на усиление женщин. На семинар были приглашены люди разных профессий: психологи, педагоги, историки, художники, журналисты, музейные работники, имеющие опыт социальной активности (всего 27 человек). Каждый участник семинара рассматривал проблему патернализма как со своей профессиональной точки зрения, так и исходя из имеющегося у него/нее опыта реализации тех или иных социальных инициатив. В начале семинара выяснилось, что для многих участниц(ков) само понятие "патернализм" было внове, и они заранее подготовились, заглянув в различные словари терминов или полистав кое-какую литературу. Следуя практике последних лет, теоретическая часть семинаров чередовалась с практической. Участники увлеченно работали в группах, играли в ролевые игры, участвовали в различных тренингах, развивая тем самым свои социальные умения и навыки и приобретая опыт работы в команде. Из теоретических выступлений следует отметить: 27 мая 2005г - "Журналистика как отражение общественных стереотипов. Как преодолеть кризис?" – Федяева Татьяна Степановна, радио-журналист, координатор Центра творческих программ Союза журналистов России, г. Москва
28 мая 2005г - "Особенности развития третьего сектора в России" - Божкова Елизавета Алексеевна, директор ИЦ НЖФ, г. Москва
- "Формирование патернализма у женщин" - Клименкова Татьяна Алексеевна, к.ф.н, эксперт по гендерным исследованиям ИЦ НЖФ, г. Москва
- "Проблема принятия ответственности в психотерапевтической практике и системе образования" - Пестова Елена Николаевна, психолог Центра психологического консультирования ГУ–Высшая школа экономики, г. Москва
- "Патерналистские стереотипы у студентов вузов и проблемы современного образования" - Блохина Наталья Александровна, доцент кафедры философии, руководитель Лаборатории гендерной теории Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина, руководитель образовательных и исследовательских программ городской общественной организации "Рязанский гендерный центр", г. Рязань
- "Женские социальные инициативы в кризисные периоды российской истории ХIХ – ХХ веков. Краткий обзор" - Аверьянова Анна Константиновна, с.н.с. Государственного исторического музея, г. Москва
- "Некоторые проблемы современного образования" - Габриэлян Нина Михайловна, координатор образовательных программ ИЦ НЖФ, член Союза писателей г. Москвы
- "Здоровье населения и генно-модифицированные продукты" - Ермакова Ирина Владимировна, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, д.б.н., г. Москва
- "Ненасилие как способ научного познания мира" - Тирас Харлампий Пантелеевич, научный сотрудник ИТЭБ РАН, руководитель программ экологического образования школьников, г. Пущино
- "Преодоление патерналистских стереотипов в сознании российских женщин без применения патерналистского инструментария: апробированная социальная методика" - Кружкова Надежда Яковлевна, президент Центра социальной реабилитации женщин "Так живем", г. Тверь
- "Повышение социальной активности женщин городов ЗАТО" - Бровкина Татьяна Федоровна, председатель правления СГОО "Женщины ЗАТО", г. Снежинск
29 мая 2005г - Круглый стол "Искусство и творчество как ресурс обретения самостоятельности":
- "Меняющийся музей в меняющемся мире" – Александров Юрий Александрович, художник, член Международного художественного фонда, директор Историко-художественного музея г. Юбилейного
- "Творческая и социальная активность женщин-художниц в период перестройки"– Эсмонт Мария Сергеевна, председатель РОО Творческое объединение женщин-художниц "Ирида"; Белевская Элеонора Михайловна, член Союза художников России
- "Творческие проекты как способ преодоления гендерных стереотипов" - Байцаева Людмила Петровна, заслуженный художник республики РСО-Алания, руководитель автономной некоммерческой организации "Центр культурных и гуманитарных программ"
- Круглый стол "Трудности вовлечения населения в решение экологических проблем города"
- "Семейный детский дом - пример гражданской инициативы" - Николаева Светлана Михайловна, воспитательница Детского дома семейного типа Николаевых, г. Снежинск
- "Субъективный взгляд из третьего сектора на проблему гендерных стереотипов" - Лариса Николаевна Чернакова, председатель Тверской общественной организации Клуб друзей газеты "Берегиня", г. Тверь
В ходе своих выступлений и в дискуссиях (выступали практически все) многие из участников высказывали мнение, что разные люди на разных этапах своей жизни и в разных ситуациях нуждаются и в свободе, и в патерналистской защите. И то и другое может сочетаться друг с другом в очень разнообразных пропорциях в зависимости от возраста, обстоятельств и характера стоящих перед ними проблем. В заключительных словах многие отмечали актуальность темы, говорили о том, что новая для них постановка вопросов помогла им по-другому взглянуть на свои личные и общественные проблемы, дала импульс и ресурс сил для дальнейшей деятельности. Приводим некоторые высказывания участников: "Действительно, тема очень глубокая, исторически сложная, я думаю, что через какое-то время нам необходимо к ней вернуться и продолжить дискуссию, сделать следующий шаг в дальнейшем ее понимании. Все наши семинары реально направлены на преодоление патернализма, на обсуждение социальных инициатив, на их усиление. Все мы усиливаемся в хорошем смысле этого слова, все мы находим силы на продолжение и расширение нашей деятельности, на преодоление иждивенческих настроений и в себе, и в других, а это и есть цель нашего семинара" - Божкова Елизавета Алексеевна. "Вопрос о преодолении патерналистских стереотипов мировоззрения в обществе, который сегодня обсуждают, на самом деле глобальный, поскольку в мире от патернализма страдают не только женщины, но и мужчины. Так же страдают взрослые и дети, животные и растения. Эта ситуация совершенно уникальная. А с точки зрения науки мне как биологу представляется, что мы сегодня оказались в очень интересной развилке как нередко бывает в науке. Начало нового века всегда дает какие-то новые представления о науках. И действительно, двадцатый век начинался с ренессанса физики, XXI начинается с очевидного ренессанса биологии, мы это чувствуем, мы ощущаем все плюсы и минусы этого процесса. От патернализма биология страдает не меньше, чем все остальные, может даже больше" – Тирас Харлампий Пантелеевич. "Это слово меня уже не пугает, я вдруг увидела, что этот патернализм везде есть, везде он сидит. Но самое главное, в каждой клеточке, куда он пропустил свои корни, есть боец, такой как Ирина Ермакова, Светлана Николаева. Эти примеры меня вдохновляют на какие-то большие дела" – Кружкова Надежда Яковлевна "Термин "патернализм", весьма абстрактный для меня раньше, уже обрел какой-то смысл. И вот я поняла, что патернализм - явление генетическое и никуда от него не денешься. Семья, школа, садик, работа - везде есть свой патер, на которого мы рассчитываем, который берет ответственность за нас. Я посмотрела на всех, по сути - вы все патеры и вокруг себя создаете вот эти ситуации, за которые и будете отвечать. Поэтому не надо, наверное, бороться со стереотипами патерналистскими, нужно их трансформировать в себе так, чтобы люди шли к тому патеру, который действительно научит их самих тоже отвечать и за себя и за то, что вокруг них находится. Эта схема мне тоже интересной показалась, если государство сейчас теряет свои патерналистские способности, если на него уже никто не рассчитывает, то может быть, общественные организации станут тем местом, где люди научатся брать на себя ответственность" - Машкова Ольга Ивановна, кор. газеты "Жуковские вести", г. Жуковский. "Почему мы подняли вопрос о преодолении патернализма? Это та ситуация на сегодняшний день, в которой нет места упованию. Если мы будем устраивать свою жизнь из упований, что за нас кто-то будет нести ответственность, то это просто нереалистическая, пагубная позиция не потому, что нам нравится или не нравится патернализм. Просто мы стараемся работать в ситуации, приближенной к реальности" - Габриэлян Нина Михайловна. Для справки: патернализм - - покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы — к своим работникам, одной страны—к другой;
- убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.
(Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 3-е изд. исп.– М.: ИНФРА – М., 1999) ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАТЕРНАЛИСТСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕРНАЛИСТСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ: АПРОБИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Надежда Кружкова, президент Центра социальной реабилитации “Так живем” (выступление на семинаре) Это повествование об инициативе, зародившейся девять лет назад и не ставившей тогда перед собой сверхзадач, но благодаря кропотливой работе, вниманию, казалось бы к мелочам, выросшей теперь в эффективную социальную практику. Ее главный успех определяет внимание к конкретному человеку, то внимание, которое повышает его самооценку. Название этой инициативы - краеведческая викторина "Женщины в истории Тверского края". Возникла она в 1997 году. В то время автор руководила общественной организацией "Женский клуб "ОНА". Вся стратегия клуба базировалась на взаимодействии с тверской прессой. С трудом преодолевалось ее нежелание освещать мероприятия, проводимые женской организацией или писать об этом с определенной долей ерничества. Большая часть газет того периода строила свою политику, раздувая негативные новости, выпячивая темные стороны жизни. Обращал на себя внимание и тот факт, что только небольшая толика от всех площадей региональных изданий посвящалась женщинам, причем образы женщин - это героиня скандальной хроники, либо жертва реформ, либо секс-объект и "подруга бизнесмена". Очень хотелось привнести позитив. В обстановке паники и тотального равнодушия я искала ту опору, которая помогла бы показать образцы человечности. Так появилась идея с жизнеутверждающим началом и целью: повышение статуса женщины в обществе. Воплощением ее и стала викторина “Женщины в истории Тверского края”, которая рассказывает простым языком о хорошем времен истории и современности. Уже девять лет через областную газету "Тверская Жизнь" тиражом 24 600 экз. викторина "пиарит" женские судьбы. Технически это выглядит так: на протяжении марта-апреля 1 раз в неделю публикуются вопросы о знаменательных фактах профессионального пути или достижениях тех героических женщин, судьбы которых связаны с нашим краем. Через неделю предлагается новый тур/вопросы викторины и ответы на вопросы предыдущего тура и т.д. Ответы принимаются при условии их отправки в редакцию в течение недели со дня опубликования по почтовому штемпелю. Обязательно в каждом новом номере газеты сообщаются имена и фамилии тех, кто прислал свои работы на конкурс. Таким образом, в викторине может принять участие любой житель/коллектив области. Победителей викторины выбирает жюри, состоящее из представителей ее спонсоров, редакции, историков, ведущей викторины. За эти годы было поведано о 85 женщинах, которые оставили заметный след не только в истории нашего края, страны, но и за их пределами. Многие славные имена вернулись из забытья. Конечно, викторина лишь дополняет портретный ряд женщин Тверского региона, отображенных как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации. Ценность же коротких ответов-рассказов викторины об именах и фактах, прежде всего в том, что новое знание возбуждает интерес и стимулирует дальнейшие исследования. Викторина начала свою жизнь в первой демократической газете "Вече Твери". Так случилось и потому, что именно это издание поддерживало ростки гражданского общества. На второй год я подготовила тематический выпуск: вопросы о женщинах-героинях труда, в т.ч. и социалистического. Эта тема не пришлась ко двору "Вече", но нисколько не разубедила меня в ее актуальности. "Красный" редактор "Тверской Жизни" приютил нас. Викторина обрела настоящий дом, ее отдельные выпуски были оформлены дизайнерами "хозяйки" с особенным изяществом и любовью. Вот уже три года выпуски викторины содержат вопросы не только об исторических личностях, но и о наших современницах. Как оказалось, рассказывать о тех, кто жил до нас легче, чем о тех, кто находится рядом. Для себя я взяла за правило предварительно согласовывать с современницами включение вопросов об их профессиональном пути в викторину. Одна из моих потенциальных героинь в предварительной беседе со мной спрашивала: "Через вопросы викторины Вы собираете досье?" Другая сомневалась: "Невозможно. Это может быть расценено как заявка на участие в избирательной кампании". Из приведенных политизированных ответов понятно, что те, к кому они обращены – политики или чиновницы. Это первое общение и желание наполнить викторину не только историями о женщинах творческих профессий, учителях и врачах, но и о тех, кто успешен в политике или на поприще государственной службы, заставило корректировать структуру вопросов. И опять я поняла, что только преодоление трудностей открывает новые горизонты в достижении внутренней свободы и выводит дело, которому служишь на новый виток. В последние годы заключительные мероприятия - подведение итогов викторины обогатились новым содержанием: встречами участниц и участников викторины с ее героинями. Причем, подведение итогов проходит в местах, связанных с жизнью героинь. Например, в 2003 году - в доме-музее В. Серова в с.Домотканово. Именно здесь одна из героинь викторины того года, первая российская женщина-композитор, мать великого художника Валентина Семеновна Серова учила крестьянских ребятишек и ставила музыкальные спектакли с деревенскими жителями. В 2004 году – в бывшей усадьбе Бакуниных в с.Прямухино. Среди представителей этой славной фамилии немало женских имен, одна из них – Екатерина Бакунина, сподвижница Н. Пирогова. В 2005 году викторина посвящена победе во Второй мировой войне. Точку в викторине этого года поставили на родине Героя Советского Союза, партизанки Лизы Чайкиной в с.Пено. Викторина притягивает людьми и судьбами, привлекает формой полу игры. Меня радует, что от года к году в викторине участвует все большее количество людей из различных уголков Тверской области. В первый год в викторине участвовали только жители областного центра, ответы принимались по телефону. Со второго года и до настоящего времени ответы принимаются только в письменном виде. Стали приходить письма из Калининского, Старицкого, Удомельского, Селижаровского, Вышневолоцкого, Кашинского, Кимрского, Зубцовского районов. У викторины появились друзья и подруги, есть семьи, которые стали ее постоянными участниками. А какие ответы-рассказы приходят по почте! Настоящие эссе. Умиляют и трогают сердце как самоклеенные конверты, так и конверты с пометкой "Письмо ветерана" с рукописными, машинописными текстами. В последние два года появились ответы, оформленные на компьютере и со ссылками на источники информации, найденной в сети Интернет. В письмах-ответах часто встречаются строки о важности викторины, о путях поиска нужной информации и даже сетования на отсутствие необходимой литературы и на неустойчивую работу почты на селе. Свое новое развитие викторина получила через вопросы, которые просят поведать о жизни самих ее участников(ц). В этом году организаторов интересовали воспоминания о ратных подвигах наших знаменитых землячек, описания их трудовых побед и воспоминания об истории любви, выпавшей на военное время. Лучшие рассказы были полностью опубликованы на страницах "Тверской Жизни" в ее праздничном номере, посвященном Дню Победы, прочтены самими авторами в эфире российского радио. Трудности, возникающие при подготовке викторины, легко разрешаются при обращении в общество краеведов и книголюбов, библиотеки. Дружеские отношения сложились с бизнес-структурами: и с теми, кто обеспечивает награды - исторические книги для призеров; и с теми, кто выделяет транспорт и цветы; и с теми, кто помогает отправлять подарки участникам викторины в районные центры области. Все это произошло не вдруг, но требовало кропотливого, планомерного подхода. Например, в результате длительного, четко выстроенного сотрудничества с ООО "Кириллица", теперь достаточно телефонного звонка о начале викторины, на который директор этого предприятия отвечает: "Обязательно поддержим, когда будешь подводить итоги, сообщи список требуемых книг-подарков". Процесс построения партнерских отношений с благотворителями способствовал четкому ведению документации по викторине, умению подготовить оптимальный пакет информационных материалов, отточил технику ведения переговоров. Именно это взаимодействие сделало подведение итогов викторины тем местом, где спонсоры могут увидеть конкретный результат своего партнерства. Руководители бизнес-структур, оказывающие помощь в проведении викторины, обязательно знакомятся с ответами ее участников и участниц и непосредственно обсуждают ее итоги и выбирают победителей и призеров. Учредителем газеты "Тверская Жизнь" является областная администрация и, следовательно, наше партнерство можно рассматривать как взаимодействие общественной организации и власти. В 2000 году реакция ее ответственного секретаря на очередное предложение о проведении викторины была таковой: "О, опять женщины пришли?!". Через четыре года при этих же обстоятельствах я услышала: "Ваша викторина – украшение нашей газеты!". Год от года решать технические, организационные вопросы проведения викторины становится все легче. С увеличением количества ее героинь-политиков и предпринимательниц растет "административный" ресурс, расширяется женское поле общения на ниве сопричастности викторине. И еще два наблюдения. Первое: после того, как викторина высвечивала замечательные судьбы из полузабытья, в региональной прессе появлялись большие публикации, посвященные жизни этих женщин, их вкладу в развитие общества. Второе: год от года викторина становится сложнее, первые выпуски посвящались именам "на слуху" и, тем не менее, количество людей, принимающих в ней участие не сокращается, интерес не пропадает. Все это и ряд вышеперечисленных положений позволяет рассматривать викторину как эффективную практику, повышающую самооценку женщин, а также утверждающую женский мир в обществе и акцентирующую внимание сообщества на фактических доказательствах того, что женщина оказывается на высоте возложенной на нее ответственности. Викторина привлекает внимание сообщества к судьбе женщин, мыслящих на местном уровне, одновременно действуя на глобальном. Она отражает взаимодействие женщин с окружающим миром не только как отдельной личности, но и в сообществе других людей. Можно уверенно говорить о викторине как о простой результативной методике включения в проблемы женского движения всех слоев общества, преодоления разрозненности и объединения организаций разного толка в поддержке женщин без политизации деятельности, об альянсах и партнерстве с другими секторами общества. В настоящее время викторина существует как отдельный проект. Она по-прежнему зовет в дорогу, к библиотечным полкам не только ее уважаемых участниц и участников, но и меня. Я благодарна ей за новые встречи, часто не простые задачи, за возможность взять на себя ответственность и подписаться: Кружкова Надежда, ведущая викторины. ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Юрий Александрович Александров, художник, член Международного художественного фонда, директор Историко-художественного музея г.Юбилейный Название семинара "Социальные инициативы для преодоления патерналистских стереотипов в обществе" так широко, что просто не знаешь, с чего начинать. Такие "стереотипы" – на каждом шагу, они так прочно въелись в сознание людей, что порой мы сами не понимаем, в какой степени находимся под гипнозом этих тенденций. Сегодня преподавание гуманитарных дисциплин включает в себя такие стереотипы мышления и подходы, которые никак не связаны с внутренними потребностями человека, могут не только не отвечать характеру данной личности, а затруднять и мешать раскрытию его дарования. В конце 80-х годов я работал в художественной школе. Начальство удивлялось моим методам, им казалось, что я как-то слишком свободно работаю с детьми. – Вы относитесь к ним так, будто они гении. – А они и есть гении, все до одного. А перестанут ими быть, когда будут как мы с вами. А сейчас они находятся в состоянии эксперимента с материалом, натурой и собственным восприятием. – Вы не даете им академической перспективы! – Даю, но индивидуально, тому, кому это нужно и когда нужно. Работа выматывала, но результаты были впечатляющими. Вспоминается выставка, посвященная 225-летию Академии художеств. Я проходил зал за залом и искал пусть не гениальных решений, но хотя бы проблесков яркой индивидуальности. Увы! Неужели за 225 лет Академия смогла выпустить всего несколько настоящих художников, которых можно пересчитать по пальцам? А ведь через ее стены прошли за это время десятки тысяч! Неужели все они были бездарны? Мне стало ясно, – наша педагогическая система страдает врожденным пороком, не преодоленным до сих пор. В свое время Петр I, перетягивая страну из средневековья в систему ценностей нового времени, нуждался в большом числе людей, способных соответствовать новым задачам. Было приглашено огромное количество специалистов из Европы, в том числе художников, как правило, не лучших мастеров, но твердо знавших основы ремесла. Они заложили основу нашей художественной педагогики, предопределившей на столетия вперед российскую художественную школу. Любопытный парадокс: лучшие мастера весьма критически относились к годам учения (Кустодиев, Петров-Водкин). Вопреки, а не благодаря педагогической системе, преодолевая ее влияние, состоялись они. Я вижу преодоление патерналистских стереотипов мышления в изменении "школы", в создании нового подхода к работе с учеником, в создании новых обучающих программ. В этом смысле музей может многое, но он должен перестать быть просто копилкой фактов, должен возникать творческий диалог настоящего с прошлым, для его переосмысления и преодоления того, что мешает идти вперед и вверх.
|