[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Гендерные проблемы по-голладски и по-русски

14-06-2005  

 

Научно-методический семинар по проблемам гендерного образования под руководством профессоров Лейденского университета (Нидерланды) Долле-Виллемсен Теодоры и Роденбург-Смит Йоханны начал сегодня работу в Белгородском государственном университете.

В работе семинара принимают участие преподаватели и аспиранты БелГУ, работники школ и детских садов Белгорода и области. Проблема гендерных исследований в последнее время привлекает большое внимание как специалистов, так и рядовых граждан. Само понятие "гендер" появилось в нашем лексиконе недавно и определяется как социальная характеристика пола - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивидуальный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Однако в различные исторические периоды вопрос взаимоотношения полов, начиная с раннего детства, возникал сам по себе и находил различные подходы к системе воспитания мальчиков и девочек. Наши прабабушки учились еще в женских гимназиях. Только после Октябрьской революции 1917 года в советских школах было введено совместное обучение. В послевоенный период мальчиков и девочек вновь разделили, а потом затем снова объединили… В настоящее время эта проблема обсуждается не только педагогами, но и представителями других профессий, и даже – политиками. Что бы ни говорили о равенстве мужчин и женщин феминистки, наряду с физиологическими характеристиками обоих полов, имеют место быть особенности психологического и социального свойства, считают специалисты.

Одна из участниц семинара, преподаватель БелГУ Н.С.Татаринцева, например, полагает, что основы гендерной политики закладывались представительницами слабого пола Н.К. Крупской и А.Н. Коллонтай в первые годы советской власти. Александра Николаевна, правда, навсегда останется в отечественной истории как блестящий и пока единственный пример женщины, которая успешно справлялась с "чисто мужской ролью", а точнее – профессией дипломата…

В Белгородской области в последнее время также стали проявляться первые признаки реализации гендерного подхода к воспитанию. Один из примеров – недавнее открытие женской гимназии в городе Шебекино. Учебное заведение работает как интернат, а учатся здесь девочки 7-11 классов из всех сел района. И как считает директор гимназии Т.И.Гетманская, одно из достижений, которого добились их выпускницы – стопроцентное поступление в вузы.

Однако раздельное обучение имеют как позитивные, так и негативные стороны – кстати, это признают и голландские коллеги. Найти "золотую середину" - вот общая задача педагогов. На семинаре гости расскажут о результатах исследований, проведенных учителями и родителями школьников в США и Великобритании. Сами они, по признанию госпожи Долле-Виллемсен, также с интересом ознакомятся с опытом, накопленным белгородскими учебными заведениями.

В рамках семинара планируется посещение детского сада № 70 г.Белгорода и женской гимназии в городе Шебекино. Особое внимание на семинаре будет уделено следующим вопросам: различные точки зрения на функции пола в трудовой деятельности и личной жизни; гендерно-ролевое взаимодействие в классе (группе студентов), их роль в обучении и подготовке будущих специалистов; предварительные условия для разработки школьной учебной программы, учитывающие потребности разных полов; методы оценки и предложения по совершенствованию повышения качества образования, основанного на принципах гендерного взаимодействия; школы для подготовки учащихся одного пола. Каково их преимущество для мальчиков и девочек? Работа семинара продлится до 16 июня.

Специально для ИА "Бел.Ру" Тина Тимская

Источник: ИА "Бел.Ру"
Опубликовано: 14.06.2005, 14:05
http://www.bel.ru/news/education/2005/06/14/14934.html


В Белгороде исследуются вопросы гендерного образования

Российско-голландский семинар по проблеме раздельного обучения в школах начал работу во вторник в Белгородском Государственном Университете. Семинар продлится 4 дня, сообщила ТРК "Мир Белогорья".

Белгородские исследователи проблемы взаимоотношения между полами имеют свое мнение: помочь личности обрести полноценный статус мужчины или женщины должны педагоги, а сделать это легче при раздельном обучении в школах. В позапрошлом году на ежегодном Российском семинаре гендерного образования предложения белгородских ученых вызвали неоднозначную реакцию у отечественных педагогов. Но исследования не прекратились, а практический опыт теперь перенимается у голландских коллег.

20-й век озадачил общество таким понятием как "унисекс" - ни мужчина, ни женщина, существо среднего рода: имеет равные права, одевается в одинаковую одежду. Но природу не обмануть. Мужчина и женщина должны отличаться своей ролью в семье и обществе. Поэтому идея раздельного обучения снова становится актуальной. "Чем раньше помочь ребенку осознать себя, тем полнее он реализуется в жизни", - считают белгородские ученые.

Известно, что мальчикам легче даются точные науки, девочкам - гуманитарные. Мальчики нацелены на результат, девочки - на межличностные отношения. Значит, и те и другие требуют разного подхода при воспитании в детском саду, обучении в школе и ВУЗе. Поэтому на базе женской гимназии для одаренных детей в Шебекино, в классах раздельного обучения 13-ой и 27-ой школ Белгорода проводятся исследования, главная цель которых - увидеть, насколько оправдан такой подход в образовании. Ведь многие российские ученые выступают против него.

Раздельное обучение для мальчиков и девочек впервые появилось именно в России еще в 10-м веке, это были церковно-приходские школы. Сегодня мы вынуждены современные педагогические технологии и приемы перенимать у западных специалистов.

Однако, и у нас, и на западе проблемы раздельного обучения одинаковы: во-первых, мальчики и девочки трудно находят общий язык - сказывается дефицит общения. А второе - управлять мальчиками сложнее. Природой заложено, что психологически пол формирует именно мужчина. Большинство же преподавателей - женщины. Тем не менее белгородские ученые будут продолжать эксперимент и уверены, что опыт голландских коллег им поможет, ведь там раздельное обучение начинается уже с детского сада. Семинар продлится 4 дня. Но уже сегодня и гости, и хозяева уверены: он даст большие результаты.

Источник: ИА "Белмедиа.ру"
Опубликовано: 14.06.2005
http://belmedia.ru/newspage/id/4441.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]