|
Искусство слова исследуется давно и с разных точек зрения, однако гендерный подход к проблеме – новое в процессе его познания. В Карелии предпринята попытка взглянуть на литературное творчество с позиций гендера. В Карельском центре гендерных исследований при поддержке Канадского фонда гендерного равенства был разработан проект "Гендер в творчестве современных писателей коренных народов Европейского Севера России". Координатор проекта – доктор филологических наук Елена Маркова. В реализации проекта участвовали писатели, ученые-исследователи, в том числе и молодые, члены общественных организаций, журналисты. В течение 2004 года прошло четыре семинара. Целью одного из них, например, значилось: как гендерное восприятие текстов позволяет выявить дисгармонию мужского и женского начал в советской литературе и стремление литераторов постсоветского периода снять этот дисбаланс. Рассматривалась также роль традиционной культуры в формировании личности писателя-мужчины и писательницы-женщины на материале судеб писателей-выходцев из Калевальского района Карелии и писательниц-саами из Ловозерского района Мурманской области. Изучались индивидуальные модели творческого поведения писателей-мужчин и писательниц-женщин – гостями этого семинара были: карельская писательница Раиса Мустонен и писатель из Коми Артур Артеев. Одна из тем – гендерное восприятие истории и современности была проанализирована на материале автобиографических повестей русского писателя Виктора Сергина, вепсского – Василия Пулькина, ингерманландского – Эйно Карху и писательницы-карелки Ольги Мишиной. Особая тема, тема последнего семинара – "Судьба России сквозь призму гендерного анализа произведений писателей Европейского Севера". Но какая бы тема ни разбиралась, она всегда касалась развития национальной культуры народов, населяющих Европейский Север России. И здесь нельзя не сказать о том, как мало знают читатели имена творцов, создающих свою самобытную литературу, формирующих литературный язык. Чего стоил, например, рассказ поэта и переводчика Армаса Мишина об ижорско-финской народной поэтессе Ларин Параске, жившей в XIX-начале XX века. Ее творчество он сравнил с творчеством известной русской заонежской сказительницы Ирины Федосовой. От Ларин Параске собиратели записали 32000 строк песен, это колоссальное наследие во многом продолжает финскую эпическую традицию, но с характерными чертами литературы ХХ века. Гостьей одного из семинаров была удивительная женщина, наша современница, – Надежда Большакова, писательница-саами, приехавшая из поселка Ревда Мурманской области, где она создала музей саамской литературы и письменности. Звучали отрывки из произведения прекрасного вепсского прозаика Василия Пулькина – повести "Азбука детства", произведения, ставшего для многих открытием, и стихи нашего современника, признанного поэта Николая Абрамова. Гостьей последнего семинара была карельская писательница Татьяна Мешко с ее последней книгой "Колдун здесь". Пожалуй, далеко не на каждый вопрос был получен четкий исчерпывающий ответ. Однако опыт проведения первого исследования такого рода можно вполне перенести и на другие аспекты научной деятельности. И практически каждый из участников отметил, что открыл для себя и новые подходы к проблеме, и неизвестные для себя имена, ощутил необходимость гендерного равенства для построения гражданского общества в России. Наталья КРАСАВЦЕВА, г.Петрозаводск
|