|
20 мая на ежегодном заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), проходящем в Казани с 19 по 22 мая, председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА" Павел Чиков выступил с анализом ситуации, в которой оказался российский некоммерческий сектор. На встрече руководителей 12 некоммерческих организаций России с политическим советником президента ЕБРР Аланом Руссо Павел Чиков остановился на таких моментах, как угрозы безопасности гражданских активистов (от задержаний и дискредитации до уголовного преследования, насилия и убийств), ухудшение финансово-экономического положения неправительственных организаций, резко возросший порог некоммерческой деятельности. ЕБРР является единственным международным финансовым учреждением, ставящим условием финансирования проектов соблюдение в этом государстве прав и свобод человека, принципов демократии и политического плюрализма. Анализ ситуации Гражданская активность в России в настоящее время дело экономически невыгодное, репутационно высоко рисковое, небезопасное, требующее больших финансовых и людских ресурсов, и при этом высокого профессионализма. Третий сектор переживает период вызовов. До 80% действовавших на момент принятия поправок в законодательство в 2005 году некоммерческих организаций в России может юридически прекратить свое существование в течение 12 ближайших месяцев. Ухудшение финансово-экономического положения - отсутствие условий для благотворительности, развития фондов (руководство страны выступило против введения каких-либо налоговых поблажек благотворителям);
- повышение уровня жизни россиян, повышение цен на административные нужды, аренда, связь, уровень оплаты труда специалистов;
- последовательная дискредитация источников иностранного финансирования: кампании по дискредитации Института "Открытое общество", Фонда Макартуров, DFID (Великобритания), USAID (США) и NED (США).
Угрозы безопасности гражданских активистов За последние 24 месяца зарегистрировано более 250 фактов оказания давления и преследования российских активистов в связи с осуществлением ими своей гражданской деятельности. Чаще всего преследование связано с организацией и участием активистов в публичных мероприятиях. В недрах ФСБ, ФСО и МВД России существуют так называемые "черные списки" неблагонадежных людей. Их периодически вызывают в различные правоохранительные органы с целью проведения "профилактических бесед", рекомендацией не участвовать в публичных мероприятиях. В ходе подготовки к таким мероприятиям этих людей задерживают без законных на то оснований, доставляют в помещения милиции, удерживают в них сверх разрешенного законом времени. Все передвижения людей из "черных списков" железнодорожным и авиатранспортом внутри страны и за ее пределы отслеживаются. Впервые в России "черные списки" появились в ходе празднования 1000-летия Казани в 2005 году. Затем эта технология после апробирования в Татарстане активно использовалась правоохранительными органами в ходе проведения саммита G-8 в Москве и Российского социального форума в Санкт-Петербурге летом 2006 года. В ходе проведения этих двух мероприятий сообщалось о нескольких сотнях задержаний людей с применением в отношении них незаконных действий (угрозы уголовным преследованием, избиения, удержание и т.д.). Аналогичные факты отмечены и при проведении шести маршей несогласных в период декабрь 2006 - май 2007 годов в пяти городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Челябинск). В последние два года зафиксированы факты незаконного (впоследствии признанное таковым) уголовного преследования руководителей неправительственных организаций в Тамбове, Йошкар-Оле, Самаре, Волгограде, Дагестане и Чувашии. При попустительстве государственных органов в последние два года стали возможны убийства правозащитника из Республики Коми, антифашистов в Санкт-Петербурге, Москве и Удмуртии. В отношении неправительственных организаций резко активизировалась карательная функция Росрегистрации. За прошедшие 12 месяцев Росрегистрация незаконно требовала прекращения через суд деятельности Союза комитетов солдатских матерей, имеющего 300 филиалов и представительств по России, Форума переселенческих организаций, в которых входят около 200 НПО, Российского исследовательского центра по правам человека, объединяющего 10 крупных правозащитных организаций (Московскую Хельсинкскую группу, Независимую психиатрическую ассоциацию и др.). Всего незаконные действия Росрегистрации в отношении НПО отмечены в Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Тамбовской, Читинской, Тюменской, Калининградской и Воронежской областях. Новейшие технологии давления (стали активно использоваться органами власти с 2007 года): - выявление нелицензионного программного обеспечения в компьютерах НПО с возбуждением уголовных дел в отношении руководителя;
- серийные проверки Росрегистрации, налоговой службы, МВД, парализующие деятельность НПО в течение 2-6 месяцев;
- привлечение к ответственности некоммерческих организаций за незначительные нарушения налогового и трудового законодательства, требования о предоставлении отчетов в пенсионный фонд, комитет статистики, незначительные нарушения положений устава с последующим привлечением к ответственности по линии Росрегистрации с направлением в суд исков о прекращении деятельности НПО.
Анализ действий и высказываний государственных органов регистрации, Минюста и лично президента России позволяет сделать вывод о стремлении, желании и намерении руководства страны существенно "обновить парк" некоммерческих организаций в России. Деятельность в этих целях ведется по трем основным направлениям: 1) дискредитация иностранных некоммерческих организаций, действующих в России, и российских некоммерческих организаций, получающих финансирование из иностранных источников, установление над ними жесткого контроля со стороны отделов контроля в ФРС, ФНС, подразделений по защите конституционного строя ФСБ, подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД. Обоснования: шпионаж (ни одного подтвержденного факта), легализация преступных доходов (ситуация вокруг "Открытой России"), поддержка терроризма. 2) выявление как можно большего числа временно либо постоянно недействующих неправительственных организаций, либо не обладающих достаточной грамотностью в вопросах отчетности перед госорганами и институционализацией с последующей инициацией прекращения их деятельности через суд. Соответствующие указания получили управления Росрегистрации в регионах в конце 2006 - начале 2007 годов. В ряде регионов - Пенза, Тюмень, Чувашия, Татарстан - более 80% некоммерческих организаций не сдали отчеты о своей деятельности за 2006 года по новым правилам, действующим с этого года. Об этом сообщили региональные управления Росрегистрации. Есть все основания полагать, что такая ситуация сложилась повсеместно. В Татарстане в феврале 2007 года в республиканской управлении Росрегистрации прошло внутреннее совещание, организованное ФРС из Москвы, на котором местное управление жестко отчитали за "низкую активность по контролю за численностью действующих некоммерческих организаций и по направлению исков о прекращении их деятельности". Через два месяца руководитель управления была отправлена в отставку. 3) развитие GONGO, получающих неформальное финансирование от государства либо открыто финансируемое государственными структурами. Одной из таких авантюр государственного уровня можно считать распределение 500 млн. рублей по линии Общественной палаты и полномочных представительств в федеральных округах в 2006 году. Все присужденные гранты получали согласование в Администрации Президента России, которые отсеивали некоторые из одобренных Общественной палатой России грантов. Основания и критерии отказа в финансировании неизвестны. Один из примеров - Казанский правозащитный центр, заявка которого после одобрения в Общественной палате РФ была отвергнута в Администрации Президента РФ. Наиболее масштабными действиями по замене независимых гражданских организаций ангажированными властью три: а) создание Общественной палаты РФ и общественных палат в регионах России; б) создание общественных советов при всех федеральных органах власти как на федеральном, так и на региональном уровне; в) создание на федеральном уровне НКО, имеющих солидное и при этом непрозрачное либо государственное финансирование, либо средства от лояльных власти предпринимателей: Движения "Наши", "Местные", Сопротивление, Ассоциация юристов. Порог некоммерческой деятельности в России чрезвычайно высок В первый год своей деятельности некоммерческая организация, проводящая не менее 10 мероприятий в год и ведущая текущую правовую и информационную деятельность, действующая на территории одного субъекта России, имеющая штат из 8 человек (руководитель, бухгалтер, 3 юриста, 2 социальных работника, пресс-секретарь): - должна иметь около 100 тыс. долларов (2,5 млн. руб.), направленные на аренду офиса и связь, среднюю российскую оплату труда и оборудование с лицензионным программным обеспечением;
- сдаст около 20 различных отчетов (в среднем каждые две недели).
Павел Чиков, кандидат юридических наук, председатель Ассоциации "АГОРА", Ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, 20 мая 2007 года, г. Казань Источник: Портал "Права человека в России" Опубликовано: 21.05.2007 http://www.hro.org/ngo/about/2007/05/21-1.php
|