|
На информационной встрече "НКО и образование", состоявшейся 15 марта, представители некоммерческих организаций и вузов обсудили состояние, основные проблемы и тенденции развития образования НКО в России. Представляя краткий обзор развития этого пока мало изученного сегмента образования, содиректор Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (IREX) Елена Абросимова отметила, что за период с начала 90-х годов и до настоящего времени пройден большой путь – от проведения отдельных обучающих семинаров для сотрудников НКО через развитие целевых обучающих программ и факультативов в вузах к появлению сертифицированной специальности "менеджмент НКО" и внедрению различных форм и методов их образования. По словам Е. Абросимовой, началом этапа "профессионализации" образования для НКО можно считать проведение в 2000 году конференции Межрегиональной общественной организацией тренеров и консультантов "Интертренинг", которая собрала преподавателей вузов и тренеров НКО со всей России. Тогда одними из основных факторов, тормозящих развитие образования кадров для некоммерческого сектора, были названы отсутствие сертификации преподавателей, методической и учебной литературы, а также низкий уровень развития и распространения новых методов обучения. За семь лет в решении ряда проблем третьему сектору удалось значительно продвинуться, другие проблемы, например, отсутствие литературы, стоят не менее остро. В настоящее время обучение специалистов НКО выходит на более качественный уровень, считает заведующая кафедрой ЮНЕСКО "Менеджмент в организациях неправительственного сектора" Государственного университета управления (ГУУ) Лариса Коновалова. Кафедрой создан базовый курс по подготовке специалистов НКО и сеть, объединяющая 46 вузов в 27 регионах РФ. Проведена сертификация преподавателей, что позволяет выдавать диплом "Менеджмент в некоммерческих организациях". На настоящий момент его получили около 50 специалистов. Помимо процесса развития взаимодействия вузов и НКО, происходит повышение качества образовательных услуг, предоставляемых некоммерческими образовательными, тренинговыми центрами и отдельными НКО, накопившими большой опыт в проведении семинаров, курсов, разработке учебных программ и модулей, применении инновационных методов обучения. Именно на этапе "профессионализации" в образовании НКО стали ориентироваться на концепцию непрерывного обучения. Одной из самых эффективных форм обучения, по мнению Абросимовой, по праву считается дистанционное образование. На встрече были представлены итоги проекта "Дистанционное образование в поддержку НКО", осуществлявшегося в партнерстве РОО "Актуальная социальная информация" (АСИ), региональным общественным фондом "Исследование аграрного развития" и Гильдией журналистов-аграрников при поддержке Канадского фонда "Гражданское общество" на базе Центра дистанционного образования (ЦДО) МГУ имени М.В. Ломоносова. На курсах "Гендер для чайников", "Благотворительность для чайников" и "Социальная журналистика", которые были разработаны и проведены в рамках проекта, обучалось более 1 тыс. человек из более чем 2/3 регионов РФ, а также около 10 стран СНГ. Количество слушателей в пять раз превысило запланированное. Если, по свидетельству сотрудников ЦДО МГУ, на более чем 200 курсах, проводимых на площадке центра, количество слушателей в среднем не превышает 100 человек, на курсы по гендеру и благотворительности записалось 326 и 342 человека, а по социальной журналистике – 498. Как рассказала руководитель проекта Елена Темичева, выбор тем курсов обусловлен не столько их актуальностью, сколько общим низким уровнем информированности граждан в этих вопросах. Курсы, которые были доступны любому пользователю Интернета на безвозмездной основе, тем не менее, были ориентированы на сотрудников НКО и студентов - тех, кто сможет не только расширить свой кругозор, но и применить полученные знания в профессиональной деятельности и передать их дальше. Авторами курсов выступили привлеченные РОО "АСИ" партнеры по третьему сектору: курса по благотворительности - Форум Доноров (Россия), курса по гендеру – Фонд имени Генриха Белля, курса по социальной журналистике – Агентство социальной информации и факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Основной аудиторией курсов стала молодежь – сотрудники НКО, студенты и молодые преподаватели, журналисты и даже представители бизнеса. Более 40% от общего числа слушателей составили молодые люди в возрасте от 17 до 24 лет, что говорит о возросшем интересе молодежи к гражданской тематике, а также омоложении кадров НКО. О востребованности и актуальности курсов может свидетельствовать активность слушателей курсов – их участие в форумах, онлайновых семинарах, количество поступавших на протяжении всего обучения писем преподавателям и кураторам. Дистанционная форма образования, по словам директора ЦДО МГУ Александра Макеева, для сотрудников некоммерческих организаций предоставляет ряд несомненных преимуществ. Это и способность выбирать удобное для себя время и место занятий, и демократичность процесса обучения (проходить обучения могут люди вне зависимости от пола, ограничений в возможностях передвижения, социального статуса и пр.). Востребованность дистанционных курсов по гражданской тематике убедила их авторов в необходимости продолжения проекта. "В этом заинтересованы все стороны, - говорит Е. Темичева. – Для АСИ дистанционные курсы в поддержку НКО – еще один шаг к исполнению своей миссии по созданию благоприятной среды для развития гражданской активности. Центру дистанционного образования они дают несомненный стимул к развитию, и, главное, будут полезны для потенциальных слушателей". Одним из возможных путей продолжения дистанционного обучения по этим курсам – переход их на самоокупаемость, т.е. введение небольшой платы за обучение. По словам Темичевой, курсы будут дополнены, также могут быть созданы различные их варианты (не только для "чайников"). В течение следующего месяца АСИ, Форум Доноров и ЦДО МГУ объявят набор на курсы по благотворительности. Участники информационной встречи отмечали, что активное развитие образовательных услуг для НКО нуждается в обобщении и квалифицированной оценке. Такие данные позволят как лоббировать внедрение подготовки кадров НКО в учебные программы вузов, получение госфинансирования на такие программы, так и развивать и эффективно планировать образовательные проекты самим НКО. Подводя итоги встречи, директор Агентства социальной информации Елена Тополева отметила, что обнародованная на встрече информация для многих участников встречи была новостью. Это также свидетельствует о необходимости обобщения накопленного опыта образования кадров для НКО и обмена информацией внутри сектора. Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 17.05.2007 http://www.asi.org.ru/asi3/main.nsf/0/001BCED70EAF6FADC32572DE0035666B
|