|
ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ННО), ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, В СФЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА "ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА" Институт общественного проектирования (ИнОП) проводит открытый конкурс проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества "Проблемы развития современного российского общества". Конкурс проводится на основании Распоряжения Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 367–рп "Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества". Дата начала приема заявок – 9 августа 2007 года. Заявки на участие в Конкурсе принимаются до 28 сентября 2007 года. Итоги Конкурса будут подведены Конкурсной комиссией 31 октября 2007 года. Вся официальная информация о Конкурсе представлена также на сайте Общественной Палаты Российской Федерации (www.oprf.ru ). Заявки на участие в Конкурсе принимаются по адресу: 127018 г. Москва, ул. Сущевский вал, д.9, строение 1, Институт общественного проектирования. Контактный телефон: +7(495)788-41-26, e-mail: inop@inop.ru (с пометкой – открытый конкурс проектов) Источник: Институт Общественного Проектирования (ИНОП) Опубликовано: 06.08.2007 http://www.inop.ru/page143/ Тематика Конкурса Общая концепция конкурса Предлагаемые к научной реализации проекты являются не просто списком исследований, реализуемых средствами социологии. Они представляют собой единый комплекс научно-практических задач, наиболее острых проблем, комплексное решение которых необходимо для дальнейшего развития общества. Соответственно, при разработке подхода к анализу этих проблем, исследователь должен руководствоваться следующими принципами: Во-первых, работа по проекту должна учитывать предыдущий опыт в данной области и опираться на его результаты. Во-вторых, мы не стремимся лишь описать социальную реальность. Главная задача состоит в получении нового знания, такой социальной инновации, которая выводила бы нас на принципиально новый уровень понимания реальности. В-третьих, конечный результат должен быть оформлен в научно-литературном формате с тем, чтобы он мог быть растиражирован не только для специалистов, но и для более широкого круга компетентных читателей, поскольку результаты исследований должны стать предметом общественного внимания и практического применения. Мы должны понимать, что не просто участвуем в очередном проекте, а общими усилиями решаем задачи развития современного российского общества на среднесрочную перспективу. Соответственно, необходимо не только профессионально и качественно описать социальные проблемы, но и определить принципы их решения. Темы конкурса 1. Отраслевые исследования. 1.1. Проблемы среднего и специального образования. - Анализ проблем среднего образования и позиций всех заинтересованных сторон: Министерства образования и науки РФ, директорского корпуса, учителей и работников школ и колледжей, родителей и учеников. Построение структуры мнений и оценок по основным проблемным узлам.
- Какой должна быть система образования в близком будущем, чтобы решать задачи подготовки трудовых кадров, формирования гражданской позиции и мировоззрения, сохранения и развития отечественной культуры и науки.
1.2. Здравоохранение – проблемы развития. - Исследование хода Национального проекта, изучение проблем и областей, не затронутых проектом, или же вновь созданных. Концепция развития национальной медицины с точки зрения основных участников: Минздрав РФ, руководителей и работников государственных и ведомственных медицинских учреждений, пациентов.
- В какой мере Национальный проект решает проблемы медицины и что необходимо принципиально, чтобы поднять отечественную медицину на качественной новый уровень.
1.3. Развитие малого бизнеса и проблемы потенциального предпринимательства. - Исследование современной российской трудовой этики в бизнесе. Анализ уровня предпринимательского потенциала для развития рыночной экономики. Изучение ментальности социально активной части общества в парадигме развития капитализма в России.
- Проблемы развития частного предпринимательства на селе и периферии, создание необходимых стартовых условий, раскрытие потенциала предпринимательства, снижение государственного. контроля, создание в регионах режима, благоприятного для бизнеса.
1.4. Проект "Дом будущего". - Анализ факторов среды обитания необходимых для благоустроенной жизни человека в среднесрочной перспективе. Исследование ожиданий и структуры требований к социально-экономической инфраструктуре, комфортному жилью, окружающей среде, месту жительства, а также иных параметров, формирующих жизнедеятельность человека.
1.5. Правоохранительные органы и общество. - Сегодня существует крайне низкий уровень доверия общества к правоохранительным органам. Необходим анализ данной проблемы, исследование менталитета и отношения работников правоохранительных органов к сложившийся ситуации, анализ общественного мнения, а также поиск путей решения одной из самых острых на сегодня социальных проблем.
- Сравнительный анализ ситуации в стране и сопредельных с России странах постсоветского пространства, объективных данных о работе органов по борьбе с преступностью, защите интересов граждан и иных характеристик.
2. Гражданское общество. 2.1. Исследование третьего сектора – состояние институтов гражданского общества в стране и создание общероссийского мониторинга исследования третьего сектора. - Анализ деятельности институтов ГО, разработка и внедрение, при участии Общественной палаты РФ и региональных общественных палат системы мониторинга исследования системы функционирования и развития третьего сектора. Определение основных задач институтов ГО, как инструмента общественной солидарности.
2.2. Задачи развития третьего сектора как инструмента консолидации общества в регионах. - Региональные исследования специфики развития институтов ГО, разработка элементов системы общероссийского мониторинга, проблемы становления на местах эффективного третьего сектора.
- Как общественные организации должны вовлекать население в решение общественных проблем. Задачи выработки активного общественного мировоззрения, консолидации общества на местах.
- Исследование социальной активности различных общественных и профессиональных групп население и с целью вовлечение в деятельность третьего сектора.
2.3. Проект "Молодежь России" - Анализ мировоззрений, структуры интересов и ожиданий, оценки перспектив и круга интересов молодежных групп населения страны. Оценка профессионального, социального, гражданского резерва в краткосрочной перспективе.
- Как молодежь видит сегодняшнее состояние и будущее страны и свое место в системе общественных отношений в областях политики, бизнеса, науки, гражданской активности и других параметров жизнедеятельности.
3. Политика и общество. 3.1. Идеолого-мировоззренческая структура общества и развитие политической структуры страны. - Исследование идеологической структуры общества с целью анализа соответствия этой структуре политической системы страны в ее дальнейшем развитии на базе результатов выборов 2007.
- Соответствует ли сегодняшняя политико-идеологическая партийная структура ожиданиям общества и, если нет, какую трансформацию должна пройти партийно-политическая система в течении ближайших нескольких лет.
3.2. Интеллектуальный слой российского общества. - Исследование мировоззрения интеллектуально-активного социального слоя, как группы определенного культурного, политического и экономического мировоззрения. Существуют ли в этом слое оппозиционная идеология, как сформировать диалог этого слоя с властной элитой, консолидировать в процессы согласования мировоззрений и позиций элит.
3.3. Политическая и электоральная активность общества. - Политический период 2007-2008 дает уникальную возможность провести глубокий структурный анализ политической активности различных социальных групп, организовав комплексное исследование в сочетании опросов электората, анализа результатов exit poll и результатов выборов, а также политических предпочтений различных социальных групп общества.
4. Социальные проблемы развития. 4.1. Демографическая политика – проблемы и решения. - Комплексное исследование демографической проблемы с привлечением экспертов различных отраслей и фертильных социальных групп населения. Анализ усилий государства по поддержке материнства, снижению уровня смертности и разработке миграционной политики. Сравнение прогнозов уровня рождаемости по различным оценочным методикам и опросам населения.
4.2. Проблемные социальные группы в обществе. - Исследование социальных групп общества, нуждающихся в социальной опеке и защите. Группы пожилых и физически ущербных, проблемы одиноких матерей с детьми, проблемы сирот и детей из "трудных семей". Анализ существующих проблем по различным проблемным группах и методы решения этих проблем. Исследование государственных программ в этой области и реальных запросов общества.
4.3. Русские за рубежом – задачи реэмиграции. - Изучение социального фактора "русские за рубежом" и анализ возможности возвращения части соотечественников на родину. Исследование потенциальной реэмиграции и условий для ее реализации.
4.4. Проект "Кавказский узел". - Северо-Кавказский регион является одним из наиболее проблемных в стране. На фоне разрешения кризиса и начало строительства мирной жизни необходимо понять, какие социальные группы в этом регионе являются выразителями разных типов политического и социального мировоззрения. В сознании людей, даже на фоне мирной жизни, конфликт может продолжаться еще долго. Анализ общественного мнения разных социальных и этнических групп, взаимоотношения общин, поможет выработать концепцию сближения позиций, начать путь к гражданскому согласию.
4.5. Межнациональные отношения. - Вопросы межнациональных отношений и вероятных конфликтов на этой почве могут быть актуальны в России на региональном уровне. Необходимо определить ареалы местных сообществ, где такие проблемы выше среднего уровня и проанализировать истоки потенциальных или реальных напряжений в общественном сознании, факторы, влияющие на возможные обострения и пути поиска межнационального согласия.
5. Культура и общество. 5.1. Телевидение как инструмент формирования культурного пространства – проблемы и ожидания. - Анализ степени удовлетворенности и ожиданий теле аудитории, а также роли телевидения в современной жизни российского общества. Разработка, с учетом мнения экспертов и зрителей, системы функционирования "ответственного национального ТВ".
- Вопросы цензуры и свободы слова как внутренних нравственных рамок самоограничений, как общественных требований и ожиданий.
5.2. Исследование и поиск культурных образцов и символов, служащих делу общекультурного единения общества. - С развитием российского общества стала очевидна необходимость в создании культурных национальных архетипов, образцов и символов культуры, служащих процессу консолидации общества. Исследование культурного пространства в поисках этих архетипов должно быть предметом научного анализа.
5.3. Проект "Национальная журналистика". - Медиапространство ведет постоянный монолог с общероссийской аудиторией, и не один социальный институт не является более мощным инструментом для формирования общественного мнения. Анализ корпуса журналистов, их мировоззренческих позиций, реальных проблем профессии, уровня независимости и ответственности сможет показать, в какой степени сегодня этот институт содействует решению задач развития российского общества.
Источник: Институт Общественного Проектирования (ИНОП) Опубликовано: 06.08.2007 http://www.inop.ru/page146/ Распоряжение "Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества" от 30.06.2007 N 367-рп см. http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=40299&PSC=1&PT=1&Page=1
|