|
Бойченко Л.Д., к.и.н., Председатель КЦГИ, larakira@onego.ru Член Комиссии по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия Текст подготовлен для V1-го Форума женщин Карелии 27 -28 октября 2004 г., г.Петрозаводск Мы собрались в столице нашей Республики г.Петрозаводске на V1-й, уже ставший традиционным Форум женщин, с тем, чтобы подвести определенные итоги 85-ти-летию женского движения Карелии и наметить перспективы в соответствии с Целями Развития Тысячелетия, принятыми ООН и поддержанными Российской Федерацией. Данные Цели представляют собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни, принятую 147 главами государств и представителями 191 страны, включая нашу. Целей всего 8, они имеют четкие индикаторы, показатели и включают: - ликвидацию нищеты и голода,
- обеспечение всеобщего начального образования,
- поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин,
- сокращение детской смертности,
- улучшение охраны материнства,
- борьбу с ВИЧ\СПИДом, малярией и другими заболеваниями,
- обеспечение устойчивого развития окружающей среды,
- формирование глобального партнерства в целях развития.
Принимая данные Цели в сентябре 2000 г., Саммит Тысячелетия дал возможность по-новому взглянуть на роль женщин в развитии и достижении стабильности, поставить работу в новые рамки, усилить сотрудничество и ответственность лиц, от которых зависит принятие решений. Было отмечено, что каждая из 8 Целей Развития Тысячелетия имеет свои индикаторы и должна быть достигнута к 2015 году, хотя в целом международному сообществу справиться с ними будет весьма трудно. Россия имеет 5 основных особенностей, отличающих ее от многих других стран: - мы имеем чрезвычайно высокий уровень женской занятости, сопоставимый только со Скандинавскими странами и Финляндией;
- мы являемся индустриальной страной совершающей технологический переход к постиндустриальной экономике;
- у нас обеспечен равный доступ к образованию мужчин и женщин на протяжении многих десятилетий, что привело к тому, что уровень образования женщин превышает уровень образования мужчин;
- с формальной точки зрения, в России давно отсутствует неравенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни, отсутствует прямая дискриминация в правах.
- заботясь о женщине и ее репродуктивной функции, в России были приняты многие нормы позитивной дискриминации, закрепленные в виде социальных льгот женщинам.
Таким образом, мы видим, что Россия уже решает ряд Целей, но достижение других станет возможным только тогда, когда Цели Развития Тысячелетия станут близки каждому гражданину нашей страны. Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию (26 мая 2004 г.): «Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданской общество. Это – укрепление позиций России в мире». В наших планах и Программах Республики Карелия такие же долгосрочные цели и задачи, как рост благосостояния граждан, модернизация образования, увеличение объемов доступного жилья и удвоение объемов жилищного строительства, становление гражданского общества. Из 46 целевых республиканских программ, 29 имеет социальную направленность, на их выполнение только в 1-м полугодии 2004 г. выделено более 250,5 млн.руб., а это: - здравоохранение – 13 программ (23.3 млн.руб.);
- соцобеспечение и содействие занятости населения – 7 программ (126,2 млн.руб.);
- развитие сферы культуры – 1 программа (62,4 млн.руб);
- образование – 3 программы (3,7 млн.руб.);
- жилищное строительство – 1 программа (пять подпрограмм) – (8,2 млн.руб.) и другие.
Практически ни одна из программ развития Республики не принимается без участия общественных организаций. Мы понимаем, что для достижения вышеперечисленных целей необходима целенаправленная государственная политика, в том числе и на уровне Республики и на уровнях местных самоуправлений. Поддержка местного самоуправления, в том числе посредством достижения консенсуса, развития на основе участия и содействия так же поможет решению цели преодоления бедности и повышения благосостояния, которая стоит у нас на первом месте. Мы должны исходить из снижения неоправданно высокой доли женщин в составе бедного населения нашей Республики, как впрочем и в целом в Российской Федерации посредством расширения доходообразующей деятельности и создания рабочих мест, дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и сельского хозяйства. Сегодня каждый пятый россиянин является бедным (по данным доклада Всемирного банка, составленном в т.ч. специалистами Правительства РФ), после достигнутого в 1999 году пика бедности, который привел к падению доходов и усилению неравенства, в 2002 году Россия сумела вдвое сократить уровень бедности (с 41,5% до 19,6%). Вместе с тем процент бедных россиян, в том числе и жителей нашей Республики продолжает оставаться высоким. По данным Комитета госстатистики Республики Карелия за 2003 г. более 136 тысяч человек (19 % общей численности населения Республики Карелия) имеет денежные доходы ниже величины прожиточного уровня. Проживание в малых и удаленных от центра городах также связано с повышенным риском бедности. Правительством Республики Карелия, Советом Республики и Экономическим Советом при Главе Республики Карелия, депутатами всех уровней предпринимается немало усилий для изменения к лучшему ситуации и удалось достичь некоторых положительных результатов: валовой региональный продукт увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2%. Сохранилась тенденция замедления инфляционных процессов. Однако, чтобы сделать социальную политику более эффективной необходим ежегодный экономический рост потребления на 5 %, который сопровождался бы повышением зарплаты. Этого достаточно для повышения доходов граждан. Часть наших граждан получают льготы, но, как ни парадоксально, льготы до сих пор приносили больше пользы обеспеченным россиянам, чем и была вызвана реформа, получившая в народе название «монетизация» льгот. Необходимо признать, что бедность, имеющая сегодня «женское лицо», напрямую связана с рынком труда, а 60% малообеспеченных семей имеют в своем составе неработающего взрослого. Поэтому наши республиканские программы направлены в том числе и на поддержку людей, способных работать. Сокращение числа бедных - это вопрос не только механизма адресности, но и политической экономики - бедные, как правило, не имеют каналов воздействия, позволяющих им влиять на принятие программ социальной защиты в свою пользу. В то время как другие категории граждан (ветеранские группы, пенсионеры, инвалиды, льготники) хорошо организованы и умеют лоббировать свои интересы. Эти группы успешно решают задачи давления на политиков и перераспределения ресурсов социальной защиты в свою пользу. Именно здесь, на наш взгляд и могли бы проявить себя женские общественные организации, которые вместе с Республиканской, городскими и районными комиссиями по вопросам улучшения положения женщин представляют важный механизм по стабилизации и улучшению не только положения женщин, но и всей жизни в Карелии. А для поощрения равноправия мужчин и женщин и расширения прав и возможностей женщин, во-первых - должно строго соблюдаться имеющееся законодательство, особенно в сфере труда; во-вторых – видимо, необходимо вернуться (пока принят в 1-м чтении) к внесенному депутатами от «Единой России» Федеральному Закону «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». Вопросы обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, как бы серьезно они не поднимались представителями общественности, должны найти решение на государственном уровне, чем мы и занимаемся через Комиссию по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия - создаем специальную систему государственных мер, гарантий и институтов, обеспечивающих эти меры и препятствующие дискриминации по мотивам пола. В нашей Республике отмечается высокий уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте- 62%. Наибольшая занятость женщин Карелии сегодня в таких отраслях, как связь, торговля, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, кредитование, страхование – (60 – 87 % женщин от численности занятых). При этом работающая женщина по-прежнему больше чем работающий мужчина тратит времени и сил на совмещение своих семейных и профессиональных обязанностей. В связи с чем чрезвычайно важно обеспечить соответствующие условия труда женщин. Однако на начало 2004 года в Республике Карелия в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи были заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 6042 женщин или 18 % от общей численности работающих женщин в этих отраслях. Тяжелым физическим трудом занято 977 женщин. Неблагоприятные условия труда способствуют возникновению профессиональных заболеваний. За работу в неблагоприятных условиях труда более 10 тысяч женщин, работающих в промышленности, связи, строительстве и на транспорте, имеют право на получение соответствующих льгот и компенсаций, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты со стороны работодателя и государства, но не всегда должным образом исполняется. По всем фактам выявленных нарушений руководителям организаций, не выполняющим требования действующего законодательства и нормативных документов, выданы предписания и рекомендации по организации работы по охране и безопасности труда работающих, в том числе женщин. Со стороны Государственной инспекции труда в РК к нарушителям применяются меры административной ответственности. Так, за прошлый год оштрафовано 355 должностных лиц на сумму 421 тыс.рублей. Проблемы гендерной дискриминации при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно актуальными во всем мире. Препятствием на пути реализации трудовых прав и гарантий женщин Карелии, в том числе является низкий уровень правовой культуры как нанимателей, так и самих работников. Численность безработных женщин, зарегистрированных с начала 2004 года в органах службы занятости населения по Карелии составила 7631 человек. Их доля в общей численности официально признанных за январь-июнь безработных составила 52 %. Удельный вес женщин в составе регистрируемых сельских безработных по-прежнему превышает аналогичный показатель у мужчин и составляет – 54%. Высок процент женщин среди безработных граждан предпенсионного возраста (64%) и молодежи 18-29 лет (68%). Средняя продолжительность периода безработицы у женщин выше чем у мужчин и составляет около 5 месяцев. Работа по стабилизации ситуации с занятостью женщин и обеспечению социальных гарантий безработных женщин осуществляется органами службы занятости населения во взаимодействии с социальными партнерами. Показатель эффективности трудоустройства безработных составил 23,8% от общей численности безработных женщин, против 26,7% у мужчин. Что касается разрыва между мужчинами и женщинами в доступе к ресурсам и их контролю, в экономических возможностях, властных правомочиях и политических голосах, то это имеет место. До настоящего времени только четыре страны (Швеция, Дания, Финляндия и Норвегия) достигли соотношения приблизительного равенства полов при наборе в средние школы; не менее 30 % доли женщин на должностях в представительных и законодательных органах; и приблизительной 50 % оплачиваемой занятости женщин в секторах экономики, не связанных с сельским хозяйством. Однако, неверно было бы рисовать только тяжелое экономическое положение женщин. Поскольку наш Форум посвящен в том числе и 85-летию женского движения Карелии, необходимо сказать, что значительная часть женщин отмечают, что в результате проводимых в Республике в последние годы реформ, открылись новые возможности для проявления социальной активности женщин, что им стало легче реализовать себя в бизнесе, политике, общественной деятельности и даже легче следить за своей внешностью и здоровьем. Однако данные приобретения оказались неспособными уравновесить для наших женщин все негативные последствия периода реформ, поэтому была продолжена работа по оказанию единовременной материальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с республиканскими программами «Женщины Карелии» и «Адресная социальная помощь». В плане социально-экономического развития нашей Республики до 2006 и 2010 года прописаны мероприятия, позволяющие идти к реализации Целей Развития Тысячелетия, но, учитывая что мы собрались на Форуме женщин Республики Карелия, хотелось бы особо отметить, что Цель «поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин» еще не нашла в них должного отражения, что мы и должны обсудить в процессе работы 8-ми секций Форума, записать в его Резолюцию и приступить к активной реализации. V1 Форум Женщин Карелии посвящен 85 –ти летней истории женского движения Карелии и мы не должны забывать, что лишь в последние полтора века женщины стали наравне с мужчинами получать образование, возможность трудоустройства на государственной службе и участия в политике. С 60-х годов X1X века в России стали активно появляться «общества для вспомоществования трудящимся женщинам», ремесленные школы для женщин, женские артели и др. Их целью было доставление средств к самостоятельному и независимому существованию женщин за счет их собственного труда. Появились подобные организации и на территории Карелии. Открытие в России Высших женских (Бестужевских) курсов в 1878 г. положило начало первой в мире традиции высшего профессионального образования для женщин, чем воспользовались и петрозаводчанки в начале ХХ века, а в сообщении Олонецкого губернатора от 3 сентября 1909 г. было сказано: «допущение лиц женского пола в местные учреждения Министерства внутренних дел – полезно, ибо работают они вполне добросовестно, со знанием дела, и возбуждая соревнование в мужчинах, имеют на них смягчающее влияние». Говоря об истории женщин, часто подчеркивают, что первыми в Европе получили в 1906 году политические права женщины Финляндии (может быть именно поэтому Президентом Финляндской Республики сегодня является женщина – Тарья Халонен), но редко упоминают тот факт, что Финляндия на тот момент входила в состав Российской империи на правах Великого Княжества Финляндского. (На нашем Форуме присутствуют гостьи из Финляндии, мы рады их приветствовать ). Женщины Карелии, вместе с женщинами России впервые получили равные права с мужчинами избираться и быть избранными в сентябре 1917 г., с тех пор прошло менее 100 лет, но мы видим, что женщины являются активнейшей силой нашего общества, особенно в последние десятилетия XX века. Многие острые социальные проблемы впервые «озвучиваются» и впервые исследуются женскими общественными неправительственными организациями (НПО). Совсем недавно, во исполнение решений предыдущего, V Форума женщин Карелии и Республиканской целевой Программы «Женщины Карелии.2000-2005 годы», в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Карелия «О республиканских целевых программах» утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия ( пост. от 14.11.02 №343-III ЗС), в Республике проходила акция "Город-село". Основной ее целью являлась консолидация женского движения в республике, развитие и укрепление связей между женскими общественными организациями города и села, обобщение и распространение положительного опыта работы женских общественных организаций в рамках социального партнерства с органами государственной власти. В акции приняли участие члены Комиссии по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия, представители общественных организаций, органов исполнительной власти Республики Карелия, руководители органов местного самоуправления муниципальных образований РК, федеральных органов исполнительной власти, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, журналисты. По итогам этих поездок участниками акции "Город-село" было отмечено, что женскими общественными организациями накоплен большой положительный опыт работы во всех сферах жизни республики. Карелия, в масштабах России считается малозаселенной территорией ( 707 тыс. человек на 01.06.2004, 2/3 которых проживают в столице – г.Петрозаводске – более 50 % - женщины), однако и мы включены в общие проблемы глобализации. Такая ситуация требует выработки новых подходов к проблеме устойчивого развития на основе новых знаний, а осознание необходимости гендерного равенства определило включение в Цели Тысячелетия обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, чему способствует и работа Комиссий по вопросам улучшения положения женщин. На сегодняшний день в нашей Республике 44 женских, официально зарегистрированных общественных организаций, более сотни незарегистрированных женских организаций и клубов. Они, несомненно, играют значительную роль в развитии общества в целом и Карелии в частности. Женщины активно привлекают финансовые средства международных и отечественных фондов к реализации целей и задач своих организаций, направленных на улучшение положения дел в городах и районах Карелии. Успешно реализуют муниципальные гранты, районные программы. Много внимания уделяют духовному состоянию нашего общества. Выступают с законодательными инициативами. Целенаправленно выстраивают партнерские отношения с разными секторами экономики и социальной сферы, в том числе с различными уровнями власти. Здесь необходимо назвать такие организации и их лидеров, как «Ассоциация Форум Женщин Карелии» - Валентина Николаевна Пивненко, «Совет женщин г.Петрозаводска» - Татьяна Владимировна Лебедева, Карельский центр гендерных исследований – Лариса Дмитриевна Бойченко, «Общество солдатских матерей» - Валентина Алексеевна Вонти, «Женсовет ОАО «ОТЗ» – Ирина Николаевна Трофимова, клуб ветеранов женского движения «Женщина» - Людмила Ивановна Евтюкова, Общественная организация (ОО) «Надежда» из г.Сортавала – Валентина Артемьевна Новикова, ОО «Ярославна» из г.Костамукши – Ирина Александровна Сергеева и многие другие, деятельность которых направлена на формирование здорового образа жизни и активной жизненной позиции, развитие индивидуального творческого потенциала женщин. В настоящее время на международном и российском уровнях наметился переход от борьбы за улучшение положения женщин к обеспечению гендерного равенства, что предполагает деятельность в интересах как женщин, так и мужчин. Из 8-ми Целей Развития Тысячелетия, цель 3-я призывает к расширению прав и возможностей женщин, конкретно ставя задачу искоренения неравенства на всех уровнях образования, занятости, участия женщин в работе выборных и представительных органов. Многие специалисты пришли к выводу, что выполнение данной цели является обязательным и многопрофильным компонентом условий для выполнения всего спектра поставленных задач и Целей Тысячелетия. Современные женщины Карелии предстают перед нами как развитые личности, стремящиеся к разнообразной, насыщенной, активной жизни. Спектр их жизненных притязаний гораздо шире, чем имеющиеся реальные возможности для их воплощения, однако наши женщины настроены оптимистично. Среди целей, которые они хотели бы реализовать, находятся такие как - иметь надежных друзей, интересную работу, реализовать себя как личность, создать счастливую семью, встретить настоящую любовь, жить «не хуже других» и т.д. Причем то, чего сумела достичь в своей профессиональной деятельности женщина, как прямо, так и косвенно, очень ощутимо влияет на уровень благосостояния семьи, а значит и всего общества. Подавляющая часть наших женщин стремится в своей жизни создать счастливую семью. Дети входят в число приоритетных жизненных ценностей женщин. Среди главных проблем, с которыми они сталкиваются в связи с воспитанием детей, выделяются проблема доступности образования и необходимость ограждения детей от наркотиков. Но если проблема образования, социально детерминирована, то проблема наркомании детей приобретает сегодня универсальный характер, вызывая беспокойство у представительниц самых разных групп и слоев общества. С целью поддержки семьи во всех районах нашей Республики проходит ежегодный конкурс «Семья года», победители которого принимают участие в Российских мероприятиях. В мае 2004 года участниками республиканского конкурса «Семья» стали 19 семей из всех районов Карелии. В каждой из них растут любимые и счастливые дети. Сам конкурс был посвящен 10-летию Международного года семьи. В рамках Программы «Дети Карелии» и подпрограммы «Поддержка семьи, развитие социального обслуживания семьи и детей» были внедрены в практику новые методы социальной работы с семьям, что позволило расширить спектр предоставляемых социальных услуг, укрепить материальную базу действующих учреждений социального обслуживания и тем самым улучшить общее положение семьи, женщин и детей. Однако в условиях обострения конкуренции на рынке труда женщина встречается с заведомо подозрительным отношением к себе как к работнику, ощущает постоянную и разнообразную по формам дискриминацию в сфере труда, прежде всего – в связи с наличием или перспективой наличия несовершеннолетний детей. Отказаться в этих условиях от работы она, во-первых, не хочет, так как работа входит в ее базовые ценности, а с другой – не может, так как без ее зарплаты большинство семей стали бы нуждаться. В результате многие наши женщины вынуждены выполнять свои производственные роли в ущерб решению семейных задач, прежде всего связанных с воспитанием детей. Возможно именно поэтому так сильны их страхи, связанные с судьбой детей, которым они не имеют возможности уделить то внимание которое хотелось бы. Две сферы деятельности – здравоохранение и образование максимально позитивно воздействуют на рост показателей уровня жизни людей, а повышение толерантности и социальной сплоченности общества так же решается через образование плюс культуру. Образование играет важнейшую роль в жизни женщин, в том числе, в реализации материнской функции: женщины образованные стремятся и детей настроить на получение образования. Такие матери способны принимать более грамотные решения относительно вопросов питания и здравоохранения как в отношении себя, так и своих детей. Необходимо укреплять систему профессионального обучения, дообучения, переобучения женщин, повышения их квалификации; создавать условия для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе, при возвращении из отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком. Образование выступает сегодня в нашей Республике для женщин главным фактором, разделяющим их на относительно более благополучную и неблагополучную части общества. При неблагополучии человек чаще сталкивается с насильственными действиями, в любое время и в любой ситуации: на работе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья. Жертвами семейного/домашнего насилия чаще остальных оказываются женщины, дети, люди пожилого возраста , которые сталкиваются с недостатком собственных ресурсов (образование, социальный статус и т.п.), причем особенно характерно это для жительниц глубинки Карелии. В то же время существует особая группа риска – решающим фактором принадлежности к которой выступает алкоголизм у кого-либо из членов семьи. Принадлежность к этой группе резко повышает для женщин риск стать жертвой насилия, причем как дома, так и вне его. Насилие в семье не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но разрушает фундамент безопасности общества. Несмотря на то, что Министерство внутренних дел Республики Карелия с 1998 года планомерно стало заниматься проблемой насилия и преступлений, совершаемых в отношении женщин, в том числе проблемой домашнего насилия, в каждом четвертом убийстве и большинстве преступлений, таких как побои, угрозы убийством и истязания, жертва – женщина. Проведенные в Республике исследования показывают необходимость решения данных проблем, несмотря на то, что по ряду показателей ситуация с домашним насилием в Карелии является несколько более благополучной, чем в других территориях. Взаимодействие МВД РК с женскими организациями, проведение совместных семинаров показывает, что в Республике накоплен опыт, полезный для предотвращения домашнего насилия не только в Карелии, но и в России в целом. В Республике продолжается работа не только по предотвращению насилия, но и трэффика – торговли людьми Трэффик – крайнее выражение подавления и унижения женщин, физического и сексуального насилия, применяемого к ним. Мы надеемся, что подход, сфокусированный на правах человека и признание специфических проблем женщин помогут не только в борьбе за искоренение торговли людьми, но и укрепит их статус от попыток превратить в будущие объекты продажи. Чтобы предотвратить выше названные тяжелые явления, необходимо формирование позитивного отношения к семье, профилактики разводов, формирования представления молодежи о здоровом образе жизни. На базе учреждений социального обслуживания, здравоохранения, культуры, образования и территориальных отделов органов ЗАГС городов и районов республики, проводятся лекции и тренинги по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи. Совместно с медико-социальными подразделениями поликлиник систематически организовываются лекции в школах, СПТУ, техникумах, ВУЗах по профилактике наркомании и ассоциального поведения. Активную позицию занимают в этом вопросе женские организации при реализации проектов по здоровому образу жизни. Состояние здоровья населения Республики Карелия вызывает тревогу. Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально - экономического развития. Здоровый образ жизни - категория, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Здоровый образ жизни – это один из приоритетов нашей Республики, для реализации которого создана специальная республиканская целевая программа до 2006 г. Реализация данной программы будет проходить в три этапа: 1. – распространение идеологии здорового образа жизни и формирование соответствующих моделей поведения; 2. – создание условий для формирования здорового образа жизни на пилотных территориях с последующим распространением опыта на всей территории Республики; 3.- здоровый образ жизни должен стать доступным и привычным для всех жителей Республики. В настоящее время сохраняется тенденция к снижению смертности и уровня заболеваемости населения Карелии социально значимыми инфекциями (туберкулезом и сифилисом). При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами заболеваний: - заболевания системы кровообращения,
- травмы и отравления,
- новообразования.
Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Особую тревогу вызывает злоупотребление токсическими и наркотическими веществами. С 1990-х годов в Республике наркотики стали частью молодежной "субкультуры", модой во многих неформальных объединениях. Знакомство подростков и детей с действием наркотических и токсических веществ происходит во все более раннем возрасте, среди них растет число девушек. С немедикаментозным потреблением наркотиков знакомы 20 процентов старших школьников, 9,9 процента употребляли их неоднократно. Официально наркомания зарегистрирована в 11 районах республики, наиболее быстрыми темпами рост наркомании идет в городах Сортавала и Костамукша. Инъекционный способ потребления многих видов наркотиков влечет за собой такие тяжелые последствия как СПИД, вирусные гепатиты. По ВИЧ-инфекции эпидемическая ситуация в республике претерпела резкие изменения в сторону ухудшения. Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения в республике, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5-11 классов курит каждый третий подросток. Экономическая нестабильность, повышение психоэмоциональных нагрузок привели к ухудшению психического здоровья населения, поэтому, программа «Здоровый образ жизни» предусматривает в первую очередь воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения. В Республике подготовлена программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2004-2006 гг.», включающая 10 подпрограмм, среди них: «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом», «Вакцинопрофилактика», «Развитие онкологической помощи», «О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем», «Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции», «О неотложных мерах по улучшению и совершенствованию психиатрической помощи. Создание многоуровневой модели оказания выездной консультативной и организационно-методической помощи учреждениям здравоохранения позволило повысить доступность медицинской помощи населению республики, но мы должны активнее поддерживать проведение профилактических, эпидемиологических и медицинских исследований по вопросам охраны здоровья женщин; оказывать поддержку неправительственным организациям, занимающимся вопросами охраны здоровья женщин. Для выработки единой государственной политики в системе организации формирования здорового образа жизни необходимо взаимодействие всех заинтересованных секторов общества и осуществление целенаправленных, скоординированных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций. Осуществляя пропаганду здорового образа жизни среди женщин, в рамках Программы «Развитие физкультуры и спорта в Республике Карелии проходят женские республиканские спортивные фестивали, соревнования для женщин по оздоровительному баскетболу, волейболу, шахматам, шашкам и художественной гимнастике. Говоря о здоровом образе жизни как о национальной идее, мы должны понимать, что его невозможно достичь без устойчивого развития окружающей среды, что включает в себя сохранение разнообразия растительного и животного мира, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, чистую воду и многое другое. Тема водоснабжения и санитарии городов является интернациональной и весьма актуальной, в том числе и для нашей Республики. Проект «Чистая вода», осуществляемый в г.Петрозаводске весьма важен. Мы обязаны создать условия для обеспечения людей чистой питьевой водой и нормальными санитарными условиями. Весной этого года была одобрена Правительством Республики и утверждена Законодательным собранием республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг.» Итак, возвращаясь к Целям Развития Тысячелетия, хотелось бы подчеркнуть, что здесь необходима целенаправленная государственная политика, важно сделать эти Цели инструментальными, увязанными с конкретными действиями. Наш локальный опыт, а также опыт каждого района Карелии по преодолению вышеуказанных проблем, может оказаться уникальным. Поэтому представляется важным обсудить на заседаниях районных и городских комиссий по вопросам улучшения положения женщин опыт преодоления бедности, неравенства полов, повышения доступности образования, борьбы с опасными болезнями, различия в экономических возможностях мужчин и женщин и т.д. По-прежнему, через Комиссию по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия будет осуществляться координация усилий государственных органов законодательной и исполнительной власти со всеми структурами гражданского общества и, в частности, с неправительственными организациями, деятельность которых связана с реализацией социальных программ, недопущением дискриминации по признаку пола, защитой прав человека и семьи, материнства, отцовства и детства. Именно поэтому мы используем Форумы женщин как открытую площадку для обсуждения проблем, достижений и препятствий, Целей Развития Тысячелетия, формирования коалиционных действий, направленных на решение обозначенных на наших Форумах проблем. Они имеют еще и такое важное значение, как Школа Развития практически для каждого участника. Желаю всем нам плодотворной работы и новых идей на Форуме, надеюсь на конструктивные предложения.
|