[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Россия

Информация о деятельности Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ в 2003 году

01-04-2004  

 

В соответствии с Положением о Департаменте основными направлениями работы Департамента по делам детей, женщин и семьи являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по социальной защите детей, женщин, семьи, в том числе организации социального обслуживания, обеспечению социальных гарантий, повышению уровня жизни семей с детьми, социального статуса и роли женщин в обществе, совершенствованию законодательства по обеспечению прав и законных интересов детей, женщин и семьи.

На Департамент возложено обеспечение функций Минтруда России по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем детей, женщин и семьи, а также организационно-техническое обеспечение работы межведомственных комиссий (по делам несовершеннолетних, по вопросам положения женщин, по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН по правам ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей). Департамент обеспечивает также осуществление функции Минтруда России как головного органа исполнительной власти по взаимодействию с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

2003 год во многом был годом дальнейшей реализации ранее выработанных мер по социальной поддержке детей, женщин и семьи и формирования стратегии действий в этой сфере. Благодаря осуществлению последовательных мер и стабильному финансированию удалось добиться ощутимого прогресса по основным направлениям работы в этой области.

  1. На межведомственной основе подготовлен и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  2. Начата реализация новой федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы.
  3. Особое внимание уделено вопросам профилактики детской безнадзорности, усилению межведомственной координации, оперативному выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению их своевременной реабилитации и реинтеграции в семью и общество. Принятые меры позволили закрепить положительные результаты, достигнутые в предыдущем году.
  4. Существенно сократилась задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка.
  5. Принят комплекс организационных мер по развитию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширению перечня предоставляемых услуг и повышения их качества.
  6. Число детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, превысило 11 млн. человек в год. Приоритетами детской оздоровительной кампании стало проведение специализированных смен для детей групп риска, а также сочетание отдыха и оздоровления с социальной реабилитацией несовершеннолетних.
  7. Особое внимание уделено учету гендерных аспектов при формировании и реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации.

На межведомственной основе подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей), определяющий стратегию действий в области улучшения положения детей на ближайшее десятилетие. Документ содержит основные цели, задачи и меры по улучшению положения детей до 2010 года и предусматривает поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения и защиты прав детей на стадии стабилизации и экономического роста. Приоритетными направлениями Национального плана определены: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Национальный план должен стать ориентиром при формировании политики в отношении детей и на региональном уровне.

Подготовлен и направлен в ООН третий периодический доклад о реализации Российской Федерации Конвенции о правах ребенка, содержащий анализ соблюдения прав детей в соответствии с нормами Конвенции за период 1998-2002 гг., а также принимаемых мер в этой области.

Принят Федеральный закон от 8 февраля 2003 г. № 23-ФЗ, которым ратифицирована Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Тем самым Российской Федерацией подтверждены обязательства по предотвращению распространения наихудших форм детского труда и принятию мер по обеспечению реабилитации детей, вовлеченных в наихудшие формы труда.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 году отмечается десятая годовщина Международного года семьи. В этой связи в 2003 г. проводилась подготовительная работа по подготовке мероприятий на национальном, региональном и местном уровнях. Вопрос неоднократно рассматривался Межведомственной комиссией по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены информационные материалы ООН с рекомендациями по подготовке к проведению десятой годовщины Международного года семьи.

Межведомственная координация по вопросам обеспечения прав детей и улучшения положения женщин обеспечивалась межведомственными комиссиями: Межведомственной комиссией по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, Комиссией по вопросам положения женщин в Российской Федерации.

Начата реализация федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 732 от 3 октября 2002 года), включающая подпрограммы «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Здоровый ребенок», «Дети-сироты», «Одаренные дети». В 2003 г. программа профинансирована в полном объеме, на ее реализацию из федерального бюджета выделено 1,5 млрд. руб., в том числе на реализацию подпрограммы «Дети-инвалиды» 377,8 млн. руб., подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – 348,1 млн. руб. Помимо средств из федерального бюджета на реализацию программы привлекались средства бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетных источников.

Финансирование программных мероприятий из средств федерального бюджета в полном объеме позволило реализовать комплекс практических мер по выполнению целей программы в текущем периоде. Значительные средства направлялись на создание условий для развития детей, охрану их здоровья, осуществлялись меры по профилактике детского неблагополучия, реабилитацию детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации, укрепление материально-технической базы учреждений, научно-методическое обеспечения работы учреждений, подготовку кадров.

Минтрудом России обеспечивались межведомственная и межрегиональная координация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральной целевой программы «Дети России» и представление в Правительство Российской Федерации сводных отчетов о реализации подпрограммных мероприятий и программы в целом.

26 марта 2003 года на заседании коллегии Министерства был рассмотрен вопрос «Об итогах выполнения федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации и мерах по обеспечению межведомственного взаимодействия при реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 –2006 годы». Решением Коллегии Минтруда России работа в данном направлении признана удовлетворительной.

В целом оценка результативности и эффективности реализации программы «Дети России» в 2003 году позволяет ставить вопрос о необходимости реализации Программы в течение всего срока действия при финансировании программных мероприятий в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года №732. При этом будет проведено уточнение параметров программы с тем, чтобы повысить ее эффективность.

Дальнейшее развитие получил институт уполномоченных по правам ребенка, являющийся важным элементом механизма обеспечения прав и законных интересов детей. На начало 2004 г. действуют 15 региональных уполномоченных, в том числе 5 на основе региональных законов. В феврале 2003 года Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, которую возглавляет Заместитель Правительства Российской Федерации по социальным вопросам, рассмотрен опыт работы уполномоченных по правам ребенка Санкт-Петербурга, Красноярского края и Волгоградской области. Решением Межведомственной комиссии (протокол от 28 февраля 2003 г. №1) одобрена деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию института региональных уполномоченных по правам ребенка и рекомендовано развивать сеть региональных уполномоченных с учетом имеющегося опыта.

Одной из форм прямой материальной поддержки малообеспеченных семей с детьми является выплата государственного ежемесячного пособия на ребенка. На сегодняшний день пособие выплачивается на 17,5 млн. детей, проживающих в семьях со среднедушевыми доходами, не превышающими величину регионального прожиточного минимума. С 1 января 2001 года ежемесячное пособие на ребенка установлено в размере 70 рублей (на детей одиноких матерей – 140 рублей, на детей военнослужащих по призыву и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 105 рублей).

Несмотря на то, что законодательством предусматривается ежегодное установление размеров социальных выплат, размер ежемесячного пособия на ребенка четвертый год не изменялся, что привело к снижению доли размера пособия в величине прожиточного минимума ребенка (2001 г. - 4,7%, 2002 г. - 3,9%, III кв.2003 г. - 3,3%). При сохранении пособия в неизменном размере его удельный вес в обеспечении прожиточного минимума ребенка понизится до 3% в 2004 году и 2,7% в 2005 году.

При этом семьи с детьми составляют наиболее массовую группу малообеспеченного населения. По данным Госкомстата России, по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в 2002 году 51,4% малоимущих граждан - это семьи с несовершеннолетними детьми, 58,2% семей- получателей ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, являются малоимущими. Таким образом, проблема бедности в России - это преимущественно проблема бедности семей с детьми.

В качестве одной из мер повышения уровня жизни малообеспеченных семей и преодоления бедности населения могло бы быть увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка при сохранении действующего алгоритма назначения, выплаты и доставки пособия наиболее нуждающимся в социальной поддержке семьям с несовершеннолетними детьми.

На сегодняшний день остается нерешенной проблема погашения задолженности по пособиям на детей, образовавшейся в регионах в период до 2001 года. По данным Минфина России на 1 января 2004 года, сумма долга перед получателями пособий по Российской Федерации составляет 5,7 млрд.рублей.

Погашение задолженности по пособиям в регионах осуществляется, в первую очередь, за счет собственных средств, а также за счет недоиспользованных средств Фонда компенсаций, выделяемых на текущую выплату пособий. За 2003 года объем задолженности сократился на 4,6 млрд.руб. (с 10,3 млрд.руб. до 5,7 млрд.руб.). По предварительным данным на 1 января 2003 года в 59 субъектах Российской Федерации задолженность по выплате пособий на детей отсутствует или сумма задолженности, образовавшейся по причине несвоевременного обращения получателей, не достигает месячного объема (на 1 января 2003 г. таких регионов было 46).

Таким образом, задолженность сохраняется в 30 субъектах Российской Федерации. Из них в 9 регионах объем задолженности - в пределах до 4 месяцев (Архангельская, Астраханская, Курская, Мурманская, Саратовская, Тамбовская, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Удмуртская Республика), что позволяет надеяться на ее погашение в ближайшее время.

Следует отметить, что в течение 2003 года полностью погашены долги по пособиям в Рязанской, Псковской, Волгоградской областях, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Хабаровском крае, Корякском автономном округе и других субъектах Российской Федерации. Значительно сократилась задолженность по пособиям в Республике Калмыкия (на 89,5%), в Челябинской области (на 72,5%), Ростовской области (на 81,0%), в Удмуртской Республике (61,2%), в Саратовской области (на 70,9%), в Амурской области (на 56,0%), в Архангельской области (на 48%), в Астраханской области (на 54,6%), в Еврейской автономной области (47,4%), в Курской области (на 44,0%).

Вместе с тем в ряде регионов продолжает оставаться неудовлетворительной ситуация по выплате ежемесячного пособия на ребенка, о чем свидетельствует значительный объем задолженности по пособиям и низкие темпы ее погашения. На 18 субъектов Российской Федерации приходится 88% всей задолженности по пособиям на детей (Воронежская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Кировская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Новосибирская, Кемеровская, Омская, Читинская, Сахалинская области, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Приморский края и Республика Бурятия).

Со своей стороны Минтруд России постоянно обращал и продолжает обращать внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимость ускорения погашения задолженности по пособиям на детей, в том числе и по исполнительным листам, прежде всего за счет использования собственных финансовых возможностей. Одновременно, учитывая ограниченность средств бюджетов многих субъектов Российской Федерации, что не позволяет им за счет собственных средств полностью погасить долги по пособиям в кратчайшие сроки, Минтруд России неоднократно обращался в Минфин России с просьбой оказать финансовую помощь высокодотационным регионам для погашения задолженности по пособиям на детей.

В 2003 году завершен проект содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (СПИЛ) по компоненту «Пособия на детей». 19-ноября 2003 года в г.Москве состоялась всероссийская конференция, посвященная итогам реализации проекта, в ее работе приняли участие представители 79 субъектов Российской Федерации. Была отмечена большая роль проекта в становлении новой модели назначения и выплаты пособий на детей, в оказании практической помощи специалистам органов социальной защиты населения в осуществлении возложенных на них функций по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Подготовлены нормативные документы, регламентирующие работу органов социальной защиты по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка: Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения (утверждены постановлением Минтруда России от 23 октября 2003 года № 73), Инструкция по оформлению назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в органах социальной защиты населения (готовится к утверждению).

Особое внимание органами государственной власти Российской Федерации уделялось вопросам профилактики детской безнадзорности.

Продолжено осуществление комплекса организационно-практических мер по позитивному изменению ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью. Принятые меры позволили закрепить результаты, достигнутые в предыдущем году.

Органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации при поддержке Минтруда России продолжена работа по созданию новых социозащитных учреждений для несовершеннолетних, увеличению в них числа мест, повышению качества представленных услуг. На начало 2004 г. действует более 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, за год их число увеличилось на 11%. Возросло число детей, прошедших социальную реабилитацию в указанных учреждениях. Увеличение числа групп дневного пребывания детей в специализированных учреждениях позволило во многом позитивно решать проблемы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и уменьшения так называемого «влияния улицы» на них.

Разработан и осуществлен комплекс мероприятий по обеспечению качественных изменений в содержании деятельности служб, оказывающих помощь детям. С этой целью на базе 13 опытно-экспериментальных учреждений социального обслуживания семьи и детей отрабатываются новые социальные технологии работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, внедряются различные формы замещающей семьи: семейные воспитательные группы, приемные семьи и др.

В 2003 г. завершен первый этап создания в Минтруде России автоматизированной информационной системы учета беспризорных и безнадзорных детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Система позволяет по установленной форме ежеквартально получать оперативную информацию о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Обеспечивалось финансирование деятельности по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. В 2003 году из федерального бюджета на указанные цели направлено 29,5 млн. руб. Число транзитных учреждений составило 86 единиц. Это позволило активизировать процессы социальной реабилитации данной категории детей и их семей, поскольку реабилитационная работа осуществляется по месту постоянного проживания ребенка и его семьи

Внесенные в 2003 г. изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ позволили расширить возможности органов внутренних дел и находящихся в их ведении центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в осуществлении профилактических функций в отношении безнадзорных и беспризорных детей, оказании им экстренной помощи, закрепить наметившуюся тенденцию декриминализации подростковой среды, а также расширить полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и в большем объеме обеспечить гарантии защиты прав несовершеннолетних, поднять на более качественный уровень межведомственное взаимодействие при решении задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В области профилактики безнадзорности и беспризорности Минтруд России активно сотрудничает с неправительственными организациями. Продолжена практика заключения соглашений о совместной деятельности с общественными организациями. В 2003 г. подобные соглашения подписаны с Межрегиональным общественным фондом «Региональные инициативы», благотворительными фондами «Моя семья» и «Страна живых». Всего заключено более 10 таких соглашений.

Реализуемый комплекс мер дает результаты. Число семей, находящихся в социально опасном положении, поставленных на учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, с начала 2003 года уменьшилось в среднем на 8-10%.

Следует отметить как положительный факт усиление внимания органов социальной защиты населения к детям с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).

Последовательно осуществляются меры по укреплению созданной в предшествующие годы системы комплексного решения проблем детей-инвалидов, активизировалось создание и развитие на местах сети специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, работа которых имеет реабилитационную направленность. Эти учреждения являются реальной альтернативой детским домам-интернатам и обеспечивают реабилитацию детей-инвалидов, воспитывающихся в семье. На начало 2004 года число реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями составило 305 (на начало 2003 года –293).

В 2003 г. осуществлялись меры по созданию на федеральном уровне системы научного и методического обеспечения работы с детьми-инвалидами, укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, созданию системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество, обеспечению детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации, созданию электронной информационной системы ежегодного мониторинга положения детей-инвалидов и их потребностей, а также повышению уровня квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.

Успешности этой работы способствовало финансирование в полном объеме подпрограммы «Дети-инвалиды». В рамках подпрограммы в 2003 году было закуплено 139 комплектов различного реабилитационного оборудования, 150 комплектов оборудования для развития трудовых навыков у детей-инвалидов, 41 единица автотранспорта. 2,3 тыс. детей-инвалидов с нарушением слуха были обеспечены слуховыми аппаратами заушными аналоговыми, цифровыми и программируемыми (мощными, сверхмощными) различных модификаций.

Впервые в рамках подпрограммы предприняты шаги по реабилитации детей-инвалидов с тотальной глухотой, единственным способом реабилитации которых является кохлеарная имплантация – вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения. На базе Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Минтруда России успешно проведено 17 таких операций с последующей реабилитацией тотально глухих детей-инвалидов.

Проведен Всероссийский конкурс социальных программ общественных объединений, направленных на реализацию мероприятий в сфере защиты интересов детей-инвалидов и предоставления им реабилитационных услуг. На конкурс поступило 105 социальных программ от общественных объединений из 49 субъектов Российской Федерации.

С целью повышения уровня квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами, проведено обучение 700 специалистов «по переписке», 200 специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами были обучены новейшим технологиям комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Для приобщения детей-инвалидов к активному отдыху и их социальной интеграции организовывались специальные спортивные мероприятия: чемпионат России по мини-футболу для детей и подростков с умственной отсталостью, Всероссийский Фестиваль «Спорт и творчество» среди детей-инвалидов в рамках всемирной декады инвалидов по программе Специальной Олимпиады России для детей-инвалидов и подростков с умственной отсталостью (г.Санкт-Петербург). В заключительных мероприятиях участвовало 205 детей-инвалидов.

Значимой мерой поддержки семей с детьми остается организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, координацию которой на федеральном уровне осуществляет Минтруд России.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось сохранить позиции, достигнутые в последние годы. В 2003 году различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости в было охвачено свыше 11,3 млн. детей и подростков, что на 600 тыс. человек превысило уровень 2002 года. Из них в детских оздоровительных учреждениях различных типов отдохнуло 7,1 млн. детей и подростков, свыше 889 тыс. детей отдохнули в здравницах семейного типа, пансионатах, домах отдыха, более 1,2 млн. детей и подростков побывали в туристических и палаточных лагерях, более 2,2 млн. подростков было трудоустроено.

При некотором сокращении численности стационарных детских оздоровительных лагерей широкое развитие получили малозатратные формы организованного отдыха детей и подростков: палаточные, самодеятельные, передвижные лагеря, лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей, тематические экспедиции и походы. В ряде регионов возрождались разновозрастные отряды по месту жительства, ученические производственные бригады, школьные лесничества.

Положительные, в целом, результаты детской оздоровительной кампании 2003 года были достигнуты во многом благодаря четкой координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, своевременному финансированию кампании, сохранению объемов финансирования. На организацию оздоровительной кампании детей и подростков из федерального бюджета было выделено более 1,2 млрд. рублей, из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» – 11,6 млрд. рублей. На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет из федерального бюджета выделено 570,0 млн. рублей, объем средств региональных и местных бюджетов на эти цели по предварительным данным составил более 270,0 млн. рублей (на 22,7 процентов больше, чем в 2002 г).

Особое внимание уделялось организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в дополнительной защите государства.

Для обеспечения надлежащих условий отдыха для детей-инвалидов оздоровительные лагеря для этой категории детей открывались на базе реабилитационных центров. Было оздоровлено свыше 300 тыс. детей-инвалидов.

Во Всероссийском детском центре «Орленок» проведена профильная смена для 900 воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних. Проведен конкурс программ профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По его результатам профинансированы профильные лагеря, где отдыхали дети из неблагополучных семей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, безнадзорных и беспризорных детей.

Вместе с тем система отдыха и оздоровления детей испытывает серьезные трудности и проблемы.

В 2002-2003 годах наметилась тенденция к закрытию летних загородных оздоровительных лагерей, в том числе из-за пришедшей в негодность материально-технической базы. Основная причина – отсутствие необходимых средств у организаций, органов местного самоуправления, содержащих лагеря. Сохраняется проблема финансирования детской оздоровительной кампании. Ее источники остаются традиционными, в основном это средства бюджетов различных уровней и средства обязательного социального страхования. Практически не ведется работа по привлечению дополнительных источников финансирования детского отдыха и оздоровления. Сказывается отсутствие правовой базы системы отдыха и оздоровления детей: не определен статус учреждений детского отдыха и оздоровления, инфраструктура отдыха и оздоровления детей не включена в законодательно оформленную социальную инфраструктуру для детей, не утверждены стандарты отдыха и оздоровления детей, не определен порядок сертификации услуг по организации детского отдыха и оздоровления. В связи с этим положительную роль призван сыграть внесенный для рассмотрения в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (о государственной поддержке отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации).

Существуют проблемы и в организации занятости несовершеннолетних, обусловленные ростом затрат на трудоустройство. Объем средств, предусматриваемый в федеральном бюджете для финансирования мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних, значительно ниже потребности. Учитывая, что возможность выделения дополнительных средств из федерального бюджета отсутствует, в данной ситуации сохранение численности несовершеннолетних граждан, подлежащих временному трудоустройству, может быть достигнуто только при условии участия в финансировании региональных и местных бюджетов.

Важной составляющей социальной защиты семьи, женщин и детей остается формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Приоритетной задачей системы социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности, социальная поддержка, адаптация и реабилитация граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На начало 2004 г. общее число учреждений социального обслуживания семьи и детей составило 3229 единиц (на начало 2003 г. действовало 3059 учреждений). Кроме того, действует 151 детский дом-интернат системы социальной защиты населения. В течение 2003 года различного вида помощь в учреждениях социального обслуживания получило 9,4 млн. чел, в том числе около 4 млн. детей, и 296,6 тыс. семей. Наиболее распространенными учреждениями являются центры социальной помощи семье и детям, отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей содержится и полностью финансируется за счет средств органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

В 2003 г. особое внимание было уделено развитию системы учреждений, расширению перечня предоставляемых услуг и улучшению их качественного содержания. С этой целью укреплялась материально-техническая база учреждений. Почти 40 процентов учреждений социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения получили различное реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт.

Кроме того, по инициативе Минтруда России впервые по распоряжению Президента Российской Федерации от 8 июля 2003 года № 347-рп Федерации из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены 20,92 млн. рублей для проведения реконструкции и капитального ремонта, приобретения спортивно-оздоровительного оборудования учреждений социального обслуживания, осуществляющих оздоровление и отдых детей-инвалидов. Финансовую поддержку получили оздоровительные учреждения системы социальной защиты населения 8 субъектов Российской.

Продолжена работа по разработке и внедрению новых технологий, форм и методов социальной работы, прежде всего по предупреждению и ликвидации последствий семейного насилия и жестокого обращения с детьми, методик профессионально-трудовой и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. С этой целью на базе опытно-экспериментальных учреждений начата реализация пилотных проектов по апробации новых социальных технологий.

На регулярной основе осуществлялось научное и методическое обеспечение работы учреждений социального обслуживания семьи и детей по всему спектру их деятельности.

24-25 ноября 2003 года проведен методический семинар «Развитие социальных услуг, предоставляемых семье и детям с участием негосударственного сектора», посвященный вопросам взаимодействия государственных и негосударственных структур в области оказания социальных услуг семье и детям. Участниками семинара отмечен накопленный опыт взаимодействия государства и неправительственных организаций и разработаны методические рекомендации для учреждений социального обслуживания и органов социальной защиты населения по дальнейшему развитию и совершенствованию сферы социального обслуживания семьи и детей с использованием потенциальных возможностей негосударственного сектора.

Принятые в 2003 г. меры способствовали увеличению числа учреждений социального обслуживания, расширению спектра услуг, предоставляемых этими учреждениями, повышению их качества, укреплению системы профилактики детского и семейного неблагополучия, созданию условий для эффективной реабилитации детей-инвалидов.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не в полной мере удовлетворяет потребности населения в социальных услугах. В соответствии с нормативами обеспеченности населения только число центров социальной помощи семье и детям – многопрофильных, многофункциональных учреждений, оказывающих комплекс социальных услуг - должно быть увеличено в 6 раз.

Обеспечение взаимодействия с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

На протяжении последних 3 лет действует практика сотрудничества Минтруда России и ЮНИСЕФ на основе годичных соглашений.

Соглашение между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), заключенное в 2003 году, предусматривает реализацию 17 проектов по правовым основам и механизмам защиты прав детей и оказанию поддержки социально уязвимым детям и их семьям.

В рамках реализации проектов предусматривается продолжение поэтапного введения института уполномоченных по правам ребенка, разработка и внедрение технологий социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми, технологий медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, проведение конференций и обучающих семинаров, подготовка и издание справочной и методической литературы по правам ребенка, проблемам наихудших форм детского труда, профилактике безнадзорности, работе с детьми-инвалидами.

В течение 2003 года велась работа по подготовке Сводного плана действий Правительства Российской Федерации и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на 2003–2005 годы, в котором будут определены основные направления сотрудничества в области улучшения положения детей в Российской Федерации.

Деятельность по улучшению социально-экономического положения женщин и повышения их роли в обществе.

Решение сложных социально-экономических проблем переходного периода, создание условий для устойчивого развития Российской Федерации требует более полного совершенствования и использования человеческого потенциала и связано с активизацией всех общественных сил, в том числе женщин. А это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе. Именно поэтому современная социальная политика немыслима без учета так называемого гендерного фактора (социального положения мужчин и женщин) во всех областях жизни – политике, экономике, культуре. Гендерное равенство включено во все значимые международные документы, подписанные Российской Федерацией. Согласно определению ООН именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) выступают как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Минтрудом России разработан проект Гендерной стратегии Российской Федерации, в котором обозначены основные проблемные зоны в социальном положении женщин, требующие внимания как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, предлагаются меры в области социально-экономической политики, здравоохранения, информационной политики, образования и культуры для достижения равенства мужчин и женщин, как глобальной цели человечества, заявленной в Декларации тысячелетия ООН. Проект Гендерной стратегии прошел экспертизу в министерствах и ведомствах, был направлен в субъекты Российской Федерации, где встречен с большой заинтересованностью и пониманием.

Минтруд России совместно с Международной Организацией Труда реализует проект по продвижению Гендерной стратегии в субъектах Российской Федерации. В 2003 году проведены семинары для представителей органов исполнительной власти, неправительственных организаций и средств массовой информации Центрального и Сибирского федерального округов, в ходе работы которых обозначены области гендерного дисбаланса в сфере экономики, труда и занятости, состояния здоровья, образования, определены целевые гендерные группы, интересы которых должны быть учтены в программах социально-экономического развития субъектов Федерации этих округов, предложены основные направления и меры по выравниванию социального статуса женщин и мужчин.

В течение 2004 г. будут проведены аналогичные семинары для Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

В июле совместно с ПРООН в рамках реализации проекта «Развитие и продвижение Гендерной стратегии Российской Федерации в регионах» проведен семинар «Международное право в области равноправия мужчин и женщин: Декларация тысячелетия ООН, заявленные цели и способы их выполнения. На семинаре обсуждались вопросы соответствия действующего российского законодательства международной правовой базе по равноправию мужчин и женщин, выполнения Российской Федерацией международных обязательств по достижению гендерного равенства, обозначенных в Декларации тысячелетия ООН и проекте Гендерной стратегии России. Выработаны направления совершенствования действующего законодательства, а также проведения совместной работы по продвижению в регионах политики гендерного равенства.

Разработка и последующее принятие Гендерной стратегии Российской Федерации в пакете с программами гендерного развития регионов позволит обучить кадры экспертной деятельности в области гендерного равенства, поставить на постоянную основу мониторинг положения женщин и мужчин, улучшить разработку статистических показателей, их сбор и анализ, выявить необходимые источники финансового, материального и информационного обеспечения, что создаст условия для повышения эффективности социальной политики в целом.

В целях поддержки и развития предпринимательства женщин совместно с Конфедерацией деловых женщин России в марте 2003 г. проведена IV Ассамблея российских деловых кругов «Женщины – лидеры новой России. Бизнес и общество», которая подтвердила укрепление позиций женщин-предпринимателей в сфере бизнеса. На Ассамблее были обсуждены опыт успешной работы предпринимательниц, а также существующие проблемы и пути их преодоления. Кроме того, прошло обсуждение Концепции социально-ответственного бизнеса.

В связи с актуальностью проблемы предотвращения торговли людьми велась в марте 2003 года проведена работа с группой экспертов Совета Европы по реализации проекта по предупреждению и пресечению торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации.

В мае совместно с Ассоциацией кризисных центров «Остановим насилие» проведена Третья международная конференция по противодействию насилия в семье «Безопасность в семье. Время действовать». Обмен передовым отечественным и зарубежным опытом решения проблем насилия в отношении женщин и детей был полезен и интересен как российским специалистам, так и зарубежным гостям.

В 2003 году внесены изменения в работу Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих организаций, постоянно действующего при Минтруде России. Его работа осуществляется как в традиционной форме – рассмотрение актуальных вопросов положения женщин в обществе, так и в новой форме - работа в экспертных группах, созданных с целью подготовки предложений по законодательному обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, гендерной экспертизы принимаемых правительственными структурами решений.

Основные задачи на 2004 год

С 2005 года начинает действовать новая система разделения полномочий в области социальной защиты населения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Решение вопросов социальной защиты будет в дальнейшем осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации. В этой связи в 2004 году предстоит провести большую работу по сохранению системы социальной защиты семьи и детей и обеспечению ее функционирования в условиях нового распределения компетенции органов власти и управления, внести соответствующие изменения в действующую законодательную базу.

Значительные коррективы вносятся в систему организации и финансирование детской оздоровительной кампании. В соответствии с указанными законами вопросы организации отдыха детей в период школьных каникул относятся к компетенции органов местного самоуправления. Остается нерешенным вопрос о финансировании детской оздоровительной кампании из средств федерального бюджета и Фонд социального страхования. С 2005 года изменяется порядок финансирования расходов по предоставлению льгот на проезд на междугородном транспорте детей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении. В этой связи особенно остро будет стоять вопрос об организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства и, прежде всего, детей-инвалидов и детей-сирот в субъектах Российской Федерации.

Действующая сегодня разветвленная сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей более, чем на 80 процентов состоит из муниципальных учреждений. Вместе с тем Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» социальное обслуживание населения не включено в перечень вопросов местного значения.

С целью сохранения достигнутых в предыдущий период положительных результатов по преодолению детского и семейного неблагополучия и повышения эффективности социально защиты семьи и детей необходимо:

  • провести корректировку федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы, обеспечить ее реализацию;
  • принять меры по сохранению сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, продолжить работу по ее оптимизации, обеспечению территориальной доступности учреждений для населения, усилить профилактический характер работы системы социального обслуживания семьи и детей;
  • продолжать работу по расширению спектра и повышению качества, предоставляемых услуг в целях наиболее полного обеспечения ими граждан;
  • обеспечивать межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания семьи и детей;
  • развивать социальное партнерство государственных структур с общественными объединениями и некоммерческими организациями по проблемам материнства и детства;
  • продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей, привлекая для этого средства федеральной целевой программы «Дети России», субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников;
  • продолжить внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания инновационных технологий работы с семьями и детьми, технологий по укреплению здоровья детей;
  • совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров учреждений социального обслуживания семьи и детей;
  • рассмотреть в мае 2004 г. на коллегии Минтруда России вопрос «О развитии системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • провести Всероссийское совещание директоров специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • продолжить создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
  • обеспечивать детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации;
  • продолжить формирование электронной информационной системы ежегодного мониторинга положения детей-инвалидов и их потребностей;
  • продолжить формирование комплексной системы научно-методического и информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
  • внедрить новое программное обеспечение для работы с банками данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сохранить систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, активизировав процесс совершенствования регионального законодательства в части правового регулирования деятельности указанных комиссий;
  • обеспечить максимально эффективное использование средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотренных на организацию оздоровительной кампании, сохранив позиции, достигнутые в предыдущий период;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2004 году проработать вопрос о механизмах финансирования организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, чтобы сохранить ныне существующие масштабы оздоровления детей (по 10 млн. детей и подростков ежегодно). Для этого с учетом инфляции потребуется дополнительно примерно 15 млрд. руб. в год;
  • провести в марте 2004 г. Общероссийскую конференцию по оценке пятилетнего опыта работы института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и обучающий семинар уполномоченных по правам ребенка.

В целях более полного учета в социальных программах интересов женщин и мужчин необходимо:

  • продолжить работу по внедрению гендерных подходов в деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для этого провести в 2004 году семинары для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Уральского, Дальневосточного и Южного федеральных округов;
  • содействовать внедрению гендерного образования государственных служащих, обучающихся в РАГС при Президенте Российской Федерации, в рамках реализации совместного проекта с ПРООН «Образовательные программы по внедрению гендерных подходов в систему повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих»;
  • подготовить сборник нормативных правовых документов ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЕЭС по вопросам равноправия мужчин и женщин;
  • продолжить работу по внедрению гендерных подходов в деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для этого провести в 2004 году семинары для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Уральского, Дальневосточного и Южного федеральных округов;
  • содействовать внедрению гендерного образования государственных служащих, обучающихся в РАГС при Президенте Российской Федерации, в рамках реализации совместного проекта с ПРООН «Образовательные программы по внедрению гендерных подходов в систему повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих»;
  • подготовить сборник нормативных правовых документов ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЕЭС по вопросам равноправия мужчин и женщин.


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]