Президентские инициативы вызывают смешанные чувства. Назначение губернаторов - это совершенно антиконституционное наступление на избирательное право. Наша Конституция предусматривает прямые выборы, а не опосредованные, через законодателей. Конечно, такое изменение может быть внесено в Конституцию, потому что "Единая Россия" имеет в Думе конституционное большинство. Но в любом случае я не могу относиться к этому одобрительно, потому что это будет усечение прав граждан. К тому же избрание руководителей регионов по представлению президента означает окончательное подчинение региональной власти федеральному центру, это убивает сам смысл федерации. А мы, между прочим, именно федерация, а не унитарное государство. И поэтому регионы должны сами выбирать популярных у них людей. Вот пока был в Ингушетии Руслан Аушев, пусть ершистый, пусть неудобный Москве, но пока он там был, не было таких бандитских рейдов, как при посаженном сверху Зязикове. Выборы в Госдуму по партийным спискам уже отделят избирателей от депутатов. Все-таки одномандатники людям ближе. Например, кого знают от партии Жириновского, кроме самого Жириновского? Вот разве что теперь Малышев засветился, а больше никого не знают даже по фамилиям. Кого мы знаем из "Родины" кроме Рогозина и Глазьева? А вот одномандатники как раз хорошо известны избирателям, каждый - это фигура. Задумка с общественной палатой, которая бы контролировала действия бюрократии, благая. Лучше такой орган, чем ничего. Потому что какую-то возможность высказываний по поводу принимаемых законов, каких-то действий власти эта палата сможет себе позволить. Но поскольку создаваться этот орган, очевидно, будет по приглашению Кремля, то есть тех, кого надо контролировать, я думаю, в ее состав неудобные люди не попадут. К тому же реальный общественный контроль - это даже не создание органа контроля. Это когда деятельность государственных органов, силовых структур прозрачна, когда каждый гражданин имеет право получить любую несекретную информацию, и ее ему дадут вовремя, и это не будет отпиской. Я могу привести единственный пример реального механизма общественного контроля за деятельностью силовых органов - это комитеты солдатских матерей. Они выросли снизу, туда люди приходят по зову сердца, а не по предложению сверху. И они добились, что военным приходится с матерями считаться. Об авторе: Людмила Алексеева - председатель Московской Хельсинкской группы Источник: Портал "Права человека в России"
Опубликовано 15.09.2004 http://www.hro.org/editions/voit/2004/09/15.php
|