В начале августа Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации…" Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов. Во-первых, предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья населения (СПИД, наркомания, детская онкология и эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего ограничений для предоставления грантов любыми российскими некоммерческими организациями, в случае принятия поправок они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего постановления Правительства (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, появившемуся в декабре 2002 года после принятия предыдущих изменений в статью о грантах и действующему в настоящее время). Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. До 2004 года этим занимались две отдельные комиссии. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность оформления может разрушить функционирование некоммерческих организаций - получателей грантов. Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. По общему мнению экспертов, эта норма безусловно будет способствовать коррупции. Законопроект будет принят во втором и третьем чтении в октябре. Ситуацию с неправительственными организациями и их изменившимся положением в России комментирует директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц. С ним беседовала корреспондент ПСДП.ру Мария Ряховская. - Как Вы трактуете вводимую или, точнее сказать, уже введенную систему предоставления благотворительных грантов? - Это сугубо политическое действие. Путин заявил в беседе с Жоресом Алферовым, что гранты чересчур часто используются как способ ухода от налогообложения. Надо, дескать, эту ситуацию изменить. На деле же испытанный метод Кремля - использование рычагов экономического регулирования для политического контроля - будет теперь опробован и на гражданском обществе. Дума утвердила законопроект, который позволит чиновникам проводить селекцию гражданских организаций под видом регистрации их деятельности. Фактически речь идет о введении разрешительного принципа для таких организаций. Неугодных будут "давить рублем". Устройство закона бюрократически прямолинейно: всех разрешенных благотворителей внесут в список, помощь же прочих будет облагаться налогами. - В чем же заключается бюрократизация? - Ранее был список всех зарубежных фондов, которым предоставлялись налоговые льготы при выдаче индивидуальных грантов. Будучи в этом списке, организации выдавали гранты тому, кому считали нужным. Теперь же на каждый грант они должны получить разрешение. Вот мы, например, Всемирный фонд дикой природы, в год выдаем 3 тысячи грантов - на сумму от 50 долларов до десятков тысяч. Теперь мы, вместо того, чтобы работать, круглый год будем оформлять бумаги. И наверняка за каждый пакет чиновники будут вымогать взятки. Для российских фондов положение, возможно, меняется к лучшему. Потому что до этого ни один российский фонд не имел льгот, и иностранные фонды были в привилегированном положении по отношению к российским. Теперь аналогичный список благотворительных организаций-льготников создается и для российских организаций. Как бы то ни было, для меня ясно одно: система индивидуальных разрешений ведет к коррупции и взяточничеству. Потому что в этом случае все зависит от чиновника, а не от закона. Вспомним истории с убийствами и уголовщиной вокруг Национального фонда спорта. - А как обстоят дела с благотворительной деятельностью в цивилизованном мире? - В Америке все просто: есть требования к благотворительным организациям, есть перечень того, что им разрешается и что нет, и любая организация, которая соответствует этим требованиям, должна иметь льготы. Такая система благотворительности была принята во многих восточноевропейских странах. Любая фирма часть своих налогов может перечислить не государству, а общественной организации. Как сказал мне в частной беседе один венгерский чиновник, в Венгрии пошли на это не ради развития гражданского общества, а ради того, чтобы стимулировать честность. Налогоплательщик не хочет платить налоги: зачем? Они все равно пойдут на взяточников и коррупционеров. А если этот налогоплательщик будет знать, что может отдать свои деньги организации, которая потратит их на дело - он отдаст их с удовольствием и легализуется. Вроде бы мы боремся против бюрократии и всюду об этом говорится, и вместе с тем - упомянутая статья Налогового кодекса явно усиливает бюрократизацию. Так что вывод один: все это делается ради политического контроля над гражданским обществом. - По-моему, бюрократизация - не единственное последствие данного законопроекта. - Конечно, другое, не менее опасное его последствие - это политическое преследование некоторых организаций. Когда я 12 лет назад стоял во главе Центра охраны дикой природы, то мы, имея зарубежные деньги, все-таки сочли нужным искать российские - чтобы снять обвинения в ангажированности. Я настоял на этом, и уже через два года у нас больше 30% денег было государственных - деньги Госкомэкологии, Российской Лесной службы и так далее. И к чему же это привело? Когда наша деятельность задевала интересы какого-либо ведомства - нам тут же прекращали финансирование. Попросту говоря, мы возвращаемся к сталинской системе. Был такой "Закон о добровольных обществах" в 1932 году. Любая деятельность должна контролироваться профильным министерством. Как это работает? Вот, например, Центр охраны дикой природы пишет заявку в правительство: просим предоставить нам налоговые льготы и включить нас в заветный список. Правительство посылает эту заявку в профильное министерство. В министерстве говорят: да вы что, это те самые, которые растрезвонили про телеграмму замминистра Павлова о том, что мы хотим распродать заповедники? Пинок им под зад, а не льготы. Нужен универсальный закон, а не решение правительства. Потому что 88 организаций попали в список, но наверняка есть какие-нибудь прекрасные организации, которые туда не попали. По моему мнению, нам нужен закон по типу американского "Закона о благотворительных организациях с присвоением статуса 501/3с". Соответствуешь статусу такой организации - работай. Не соответствуешь - тебя могут привлечь по суду за нарушения. Это было бы справедливо. Источник: РИНТИ www.rinti.ru/grants/
|