[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2000-2004

О законодательных предложениях Правительства РФ изменить налогообложение грантов и действиях российских НКО

01-09-2004 "Налоговая группа" Народной Ассамблеи

 

Некоммерческим неправительственным организациям

Уважаемые коллеги, друзья!

5 августа, в последний день работы своей сессии, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу 1 июня и содержит в себе множество изменений в Налоговом кодексе РФ. Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов.

В законопроекте есть одна "хорошая новость" и две очень "плохих новости". Хорошая новость состоит в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%): к уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации (напоминаем, что международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства), охрана здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан.

В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Неправительственные организации страны в течение долгого времени ведут борьбу за изменение налогового законодательства. По инициативе круглого стола НКО "Народная Ассамблея" вопрос о налогообложении грантов стал в прошлом году предметом обсуждения в Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре прошлого года под эгидой Комиссии представители "Народной Ассамблеи" провели переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства налогов и сборов и других ведомств на совещании под председательством вице-премьера по социальной политике Галиной Кареловой для обсуждения данной проблемы. Согласованные в ходе того совещания предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили непростое согласование в администрации Президента и министерствах, а теперь внесены в Государственную Думу Правительством.

К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для российских НКО, которые остаются зависимыми от получения грантов в результате несправедливого и экономически необоснованного законодательства, ограничивающего их в получении иных доходов. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей – как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, который не содержит ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды, фонды развития местных сообществ, регрантинговые фонды или любые иные НКО), в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие постановления Правительства об этом перечне (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г., после принятия предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и действующему в настоящее время).

Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, этот перечень будет формироваться произвольно, в нем не будут отражены потребности общества. В целом усилия НКО и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, будут подорваны.

Во-вторых, иностранный или международный грантодатель сможет, согласно законопроекту, предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи утверждала крупные программы технической помощи, в основном правительственные. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ затянется на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов.

Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. Во-первых, эта норма безусловно коррупциогенна. Во-вторых, проекты и организации ставятся в политическую зависимость от воли чиновника, который не будет подписывать такую бумагу для организаций или проектов, которые ему не нравятся с политической точки зрения. Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль.

Иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять гранты, в отличие от действующего законодательства.

Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается.

Эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой установление нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом.

Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях осенью, скорее всего в октябре.

Что уже сделано и что предполагается сделать? Ситуация активно обсуждается Народной Ассамблеей и ее налоговой группой, в которую входят Центр развития демократии и прав человека, Институт экономики города, Агентство социальной информации и Фонд КАФ. Активное участие в обсуждении принимают общество "Мемориал" и Форум доноров. Были составлены экспертизы законопроекта (Народной Ассамблеей, Независимым экспертно-правовым советом, Национальным антикоррупционным комитетом и Международным центром некоммерческого права). Выработана стратегия противодействия принятию негативных положений проекта закона. Были составлены проекты писем на имя председателя Государственной Думы Б.Грызлова и председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Ю.Васильева, которые подписали и отправили председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека В.Лукин. Инициированы статьи в газетах "Ведомости", "Москоу Таймс" и других. Готовятся встречи с рядом чиновников и депутатов. Подготовлены поправки в законопроект для внесения сочувствующими депутатами и законодательными собраниями регионов (суть "наших" поправок - поддержать положение, расширяющее сферы деятельности, финансируемые грантами, и исключить положения о новых требованиях к российским и зарубежным грантодателям).

Несмотря на эти и другие наши усилия, высока вероятность того, что решимость Правительства и Администрации Президента добиться принятия законопроекта не будет поколеблена. Мы предполагаем, что к концу сентября станет ясно, дают ли что-либо наши встречи и переговоры. В случае неудачи мы не исключаем, что накануне второго чтения придется прибегнуть к массовым публичным действиям протеста силами участников, сотрудников, добровольцев и подопечных НКО. Мы будем сообщать вам о развитии событий и держать с вами связь. Будьте готовы подключиться к совместным действиям. Будем признательны вам за поддержку и идеи.

С нами можно связываться через администратора "налоговой группы" Народной Ассамблеи Дарью Милославскую miloslavskaya@urbaneconomics.ru

От имени "налоговой группы" Народной Ассамблеи
Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека
15 августа 2004 г.


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Конференция "Проблемы налогообложения некоммерческих организаций и благотворительности"

По инициативе фонда "Институт экономики города" и Ассоциации независимых центров экономического анализа 25 февраля 2004 года в Москве состоится конференция "Проблемы налогообложения некоммерческих организаций и благотворительности".

О налогообложении НКО: новые проблемы и наш ответ

Как многим из вас известно, в мае 2002 года в статью 251 Налогового Кодекса был внесен ряд поправок, касающийся обложения налогом на прибыль (24%) средств, поступающих в некоммерческие организации в виде грантов: был утвержден перечень видов деятельности, только на которые можно выделять необлагаемые налогом гранты (их всего пять - научные исследования, образование, культура, искусство и охрана окружающей среды), а также введено обязательное второе условие - зарубежный донор, чтобы его грантовая помощь освобождалась от налога, должен быть включен в специальный список международных донорских организаций, составляемый правительством.

Итоги совещания по налогообложению

07.02.2003 г. открытое партнерство общественных организаций "Пермская Ассамблея" провела совещание некоммерческих и общественных организаций Пермской области по вопросам налогообложения благотворительной деятельности. Организаторы совещания предложили организациям выразить свой протест абсурдным новшествам в форме писем в Правительство, Президенту, Госдуму и пр. или направить жалобы в Конституционный суд. Если общественные организации промолчат, скорее всего, их интересы останутся неучтенными.

Обсуждение нового Налогового кодекса

Сообщество общественных, некоммерческих, благотворительных организаций России получило сегодня уникальную возможность внести изменения во вновь принятый Налоговый кодекс РФ. Выражая интересы каждого из нас, экспертный совет авторитетных экономистов, имеющих самый богатый опыт работы с третьим сектором, принял решение подготовить предложения и дополнения в Налоговый кодекс и пролоббировать эти изменения в Государственной Думе.

Семинар для некоммерческих организаций

13 и 14 февраля 2002 года в Учебно-методическом центре при Министерстве по налогам и сборам РФ будет проведен двухдневный семинар для некоммерческих организаций.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]