[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2000-2004

Итоги Российского Форума-2003: рекомендации Круглого стола "Социальное партнерство как механизм сотрудничества неправительственных организаций и органов государственной власти"

13-11-2003 Консорциум женских неправительственных объединений

 

Круглый стол состоялся 23 октября в рамках Российского форума -2003 (Тема N7, Нижний Новгород).

Кураторы - Е.Ш.Гонтмахер, А.Ф.Радченко.

Ведущий круглого стола - Е.Н.Ершова (Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Консорциум женских неправительственных объединений).

Зарегестрировалось 94 человека, выступило 19, заполнено 42 анкеты.

Pекомендации Круглого стола
"Социальное партнерство как механизм сотрудничества неправительственных организаций и органов государственной власти"

В работе Круглого стола приняли участие эксперты научного сообщества, практики, ведущие тренинги в различных регионах России по обучению лидеров НКО различным формам сотрудничества с властными структурами и бизнесом, представители общественных организаций, среднего и малого бизнеса, а также представители органов власти. В выступилениях участников из регионов России (Иркутск, Ростов, Архангельск, Ногинск, Нижний Новгород, Мурманск, Свердловская область, Ленинградская область, Республика Мари Эл и др.) прозвучало много интересных фактов успешного межсекторного сотрудничества в различных областях, а также был выдвинут ряд предложений по улучшению механизмов этого сотрудничества.

В проведенном в Ростове-на-Дону исследовании по оценке законодательной базы регионов России было выявлено, что к 2003 году из 49 субъектов Федерации 43 имеют закон о социальном партнерстве.

Отмечено, что начало развиваться законодательство в регионах по поводу заключения социального заказа, который четко поставил как цели расширения гражданского общества, так и разделения функций контроля исполнителей и заказчиков социального заказа и правовые ориентиры. Данные законы существуют в Иркутской области, в Республике Карелия, в Новгороде. Эксперт доктор политических наук С.В. Поленина отметила, что у нас есть хороший закон - Закон о всенародном обсуждении законопроектов. Он был принят, но совершенно не действует. "Мне кажется, что надо добиться и на федеральном уровне, и на уровне регионов, чтобы власть предержащие знали о том, что надо спрашивать людей - и общественные организации и отдельных людей".

Многие говорили о необходимости развития образования в области межсекторного взаимодействия и гражданской экспертизы распространять его не только на школы, не только на членов НПО сообществ, но обучать власть, обучать муниципалитеты, обучать депутатов, обучать бизнес.

Постоянно звучащая тема гражданской экспертизы сфокусировалась на том, что экспертиза должна быть не только законопроектов, но и разного рода программ как федеральных, так и региональных. Было внесено предложение о внесении изменений в Налоговый Кодекс, который позволит работать бизнесу с НКО на равных правах.

Член комитета Госдумы по вопросу объединения общественных организаций Бодренкова Г.П. рассказала о трехгодичном проекте своего комитета о совершенствовании механизма социального партнерства, проводимого под эгидой ООН.

Участникам круглого стола были розданы анкеты из пяти вопросов, посвященных необходимости реформирования системы трипартизма, разработанной экспертами Консорциума женских неправительственных объединений. По решению участников круглого стола была создана рабочая группа в составе: Барандова Т.Л., Ершова Е.Н., Макарова Т.Н., Саблина Т.В., Соколова Е.В., Широбокова А.А., Якимец В.Н., которая проанализировала 42 заполненные анкеты и 19 прозвучавших выступлений. В результате были подготовлены следующие рекомендации по совершенствованию механизма межсекторного взаимодействия.

  • Необходимо законодательно закрепить введение гражданской экспертизы социального партнерства, для чего следует:
    a. Разработать и согласовать с экспертами понятийный аппарат гражданской экспертизы;
    b. Проанализировать существующую законодательную базу с точки зрения выявления механизмов проведения гражданской экспертизы и фиксации необходимых сфер, где она должна проводиться в обязательном порядке: разработка бюджета, государственные программы по здравоохранению, образованию, социальной сфере, избирательное законодательство, законы об НКО, трудовое законодательство и т.д.
  • Следует выработать критерии оценки эффективности проведения гражданской экспертизы, для этого надо:
    a. Проанализировать законы, положения, нормативные акты, реально работающие в сфере межсекторного партнерства на региональном уровне, а также проекты федеральных законов (о социальном партнерстве, о муниципальном гранте, о гражданской экспертизе и др.);
    b. Провести оценку существующей законодательной базы по третьему сектору в сфере общественной и некоммерческой деятельности;
    c. Проанализировать существующую практику проведения гражданской экспертизы.
  • В ходе работы экспертной группы, выявились различные точки зрения на возможные пути совершенствования существующей в России системы трипартизма:
    Первая. Поскольку сегодня НКО зачастую сами являются и работодателями и защитниками прав работников, их сфера деятельности зачастую шире, чем деятельность профсоюзов. Она не ограничивается профсоюзным законодательством, не учитывается полностью в законе о социальном партнерстве и не регулируется им. Практически НКО лишены права голоса. Эта позиция дает основание для выделения НКО в четвертый угол в системе трипартизма.
    Вторая. Не изменяя систему трипартизма, необходимо начать разработку новой концепции закона о социальном партнерстве с изменения схемы трипартизма - расширить поле общественного актора от профсоюзов к НКО. Предполагается в данном случае включение в третий угол профсоюзов в составе НКО.
    Третья. Существующую систему трипартизма необходимо реформировать посредством включения НКО в угол государственной власти. Для этого необходимо выявить слабые места в механизме существующего сотрудничества и прописать эффективные варианты возможного сотрудничества, подкрепив их необходимой законодательной базой.
    Четвертая. Разработать собственную схему трипартизма для НКО:
    Назвать данную систему "Социальным межсекторным партнерством", функционирующую на основе заключения межсекторных договоров. Проработать необходимую законодательную базу.
    Следует отметить, что если три первые модели взаимодействия уже существуют в различных вариантах, то четвертая модель, выдвинутая представителями Архангельска, является новаторским предложением и требует специальной разработки.
    b. Необходимо сформировать профессиональное экспертное сообщество для проведения гражданской экспертизы социального партнерства. Для этого следует:
    a). Создать базу данных экспертов;
    b). Разработать спецкурс для экспертов;
    c). Разработать критерии оценки технических заданий экспертов и критериев оценки эффективности их деятельности;
    d). Разработать и внедрить в образовательные стандарты систему подготовки и переподготовки кадров в сфере социального партнерства.

 


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]