|
16 мая 2003 г. Москва. В зале заседаний Коллегии Министерства финансов РФ состоялось очередное заседание Рабочей группы по вопросам налоговой реформы, возглавляемой статс-секретарем, Первым заместителем Министра финансов РФ Сергеем Шаталовым. На заседание Рабочей группы выносились два основных вопроса: - Информирование членов Рабочей группы о ходе выполнения Экспертной группой поручений по вопросам, рассмотренным на первом заседании Рабочей группы, обсуждение рекомендаций экспертов по указанным вопросам и принятие соответствующих решений.
- Обсуждение предложения о возможности исключения из-под налогообложения средств, аккумулируемых фондом (как НКО) на реализацию и/или поддержку общественно-полезных проектов и о возможности введения льготы в отношении дохода фонда, полученного от инвестированного капитала, который направляется на благотворительные цели.
Председатель постоянной экспертной группы Рабочей группы по вопросам налоговой реформы Евгений Водопьянов (первый вице-президент Союза благотворительных организаций России) проинформировал присутствовавших о работе экспертов. По его словам эксперты пришли к заключению, что при исчислении налога на доходы физических лиц социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, не должен учитывать лишь направляемые на благотворительные цели денежные средства, поскольку социальная поддержка может оказываться еще и в форме передачи имущества и имущественных прав. Также действующей нормой неоправданно сужен круг организаций, при оказании помощи которым физическое лицо может рассчитывать на социальный налоговый вычет. В связи с этим экспертная группа предложила сформулировать подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ следующим образом: “1) в сумме доходов, направленных налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” на благотворительные цели в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, за исключением подакцизных товаров, – в размере стоимости фактически переданного имущества и перечисленных денежных средств, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде”. Данная редакция увязывает норму НК РФ, регулирующую предоставление социального налогового вычета благотворителям, с нормой, определяющей порядок исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также с Федеральным законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Что касается налога на прибыль организаций, рядом экспертов было высказано мнение, что отчисления юридических лиц на благотворительную деятельность можно отнести к расходам, связанным с производством и реализацией. В связи с этим предлагается дополнить п. 1 ст. 264 НК РФ подпунктом 392 следующего содержания: “392) расходы на благотворительную деятельность, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, но не более 5 процентов полученной прибыли”. По мнению экспертов, даже незначительное уменьшение налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль организаций на часть средств или стоимости имущества, переданного в рамках благотворительной деятельности, позволит привлечь к решению социальных проблем значительное число благотворителей. Одновременно члены Рабочей группы ознакомились с мнением экспертов о предложении, внесенном депутатом Госдумы Сергеем Широковым об изменении подпункта 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (по вопросу социальных налоговых вычетов на благотворительные цели и социального налогового вычета налогоплательщикам, заключающим договоры медицинского страхования). В результате активного обсуждения заключения экспертов участники заседания пришли к выводу о необходимости внесения изменений только в подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Было принято решение о дополнительной проработке экспертами совместно с представителями министерств, входящих в состав Рабочей группы, документа и вынесении его на следующее заседание для принятия окончательного решения. Эксперты также предложили поддержать разработанный председателем Координационного совета Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО Павлом Гамольским проект Федерального Закона “О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации” (по вопросам включения автономных некоммерческих организаций в перечень субъектов, которые могут получать пожертвования, и в перечень организаций, которые могут использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами). По мнению экспертов, проект направлен на устранение противоречий между существующими правовыми нормами и реальными социальными и экономическими условиями деятельности различных форм некоммерческих организаций. Участники заседания согласились с предложением экспертов и рекомендовали Министерству финансов РФ внести законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ. Наибольшие трудности у экспертов вызвал вопрос “О необходимости выработки критериев предоставления налоговых льгот и преимуществ определенным участникам благотворительной деятельности”. В связи со сложностью проблемы, по данному вопросу состоялось промежуточное рабочее совещание ряда экспертов и членов Рабочей группы, представляющих некоммерческий сектор. Среди последних на нем присутствовали Ольга Алексеева – директор CAF-Россия, Павел Гамольский – председатель Координационного совета Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, Петр Ищенко – президент Союза благотворительных организаций России и Татьяна Мамонтова – президент фонда “Открытое сердце”. Как выяснилось, выполнение поставленной задачи потребует значительно большего времени, чем представлялось сначала. Разработка фундаментальной концепции, базовых принципов, изменяющих существующие подходы к налогообложению участников благотворительной деятельности, повлечет за собой длительную процедуру согласования и законодательного закрепления. Более того, после решения проблемы критериев закономерно возникнет необходимость разработки механизма их реализации (ответственные структуры, органы, процедуры контроля и т.д.). Все это может затянуться на длительный срок и затормозить выполнение решений Гражданского форума. Хотя, безусловно, исследования в данной области необходимы для успешного проведения налоговой реформы, и работа в этом направлении должна и будет проводиться. Но это, скорее, задача на перспективу. Эксперты в своем заключении признали, а члены Рабочей группы согласились с их мнением о том, что наиболее целесообразным в настоящее время представляется сосредоточить усилия на внесении ряда изменений в Налоговый кодекс, принципиально не меняющих его действующие положения, но от которых зависит существование и развитие некоммерческого сектора. В ходе обсуждения 1-го вопроса повестки дня, постоянной экспертной группе, по предложению Председателя Рабочей группы Сергея Шаталова было дано поручение подготовить предложения о внесении изменений и дополнений п. 8 ст. 217 НК РФ. В соответствии с этой нормой не подлежат налогообложению только те доходы налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), которые оказываются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утвержденными ежегодно соответствующими органами государственной власти. Экспертам необходимо обосновать и сформулировать дополнение таким образом, чтобы пожертвования и благотворительная помощь со стороны физических и юридических лиц тем же категориям граждан, также не являлись налогооблагаемым доходом. Члены Рабочей группы также предложили экспертам более тесно взаимодействовать между собой. В т.ч. – проводить очные встречи для обмена мнениями, формирования общей позиции и формулирования согласованных предложений к заседаниям Рабочей группы. Сообщение по второму вопросу повестки дня было сделано членом постоянной экспертной группы Анастасией Акрамовской – руководителем юридической службы Российского представительства CAF. Участники заседания согласились с важностью и актуальностью проблемы, приняли к сведению, что решение вопроса о создании благоприятных налоговых условий для создания и инвестирования капитала тесно связано с определением того, будут ли налоговые льготы распространяться только на фонды или на все НКО, с финансово-экономическим обоснованием и с решением иных проблем. Члены Рабочей группы признали, что решение вопроса об освобождении от налогообложения налогом на прибыль организаций капитала фондов в настоящее время связано со многими факторами, в т.ч. с изменением гражданского законодательства, и требует дальнейшего изучения и проработки. Подводя итоги заседания, Председатель Рабочей группы по вопросам налоговой реформы Сергей Шаталов отметил конструктивный подход участников к обсуждению вынесенных в повестку дня вопросов, наличие хоть и не масштабных, но реальных решений по сути проблемы реформирования налогового законодательства в пользу некоммерческих организаций, предложил экспертам активнее взаимодействовать со специалистами заинтересованных министерств. Сроки проведения и повестка дня следующего заседания Рабочей группы по вопросам налоговой реформы решено увязать с итогами выполнения поручений постоянной экспертной группой. Информация подготовлена пресс-службой Союза благотворительных организаций России Тел.: (095) 490-96-71, 490-96-87 Факс: (095) 490-96-78 (авт.) e-mail: arit@sbornet.ru
|