РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ИНДИКАТОРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОЕКТУ О СОЗДАНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ПРИМЕР ПРОЕКТА ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Общие сведения

Главная цель проекта Институционального развития организаций гражданского общества в Средней Азии ( Institutional Development of Civil Society Organisations (CSOs) in Central Asia) - способствовать развитию гражданского общества путем активизации деятельности на разных уровнях, влияющих на обстановку, в условиях которой приходится функционировать общественным организациям и объединениям.

INTRAC обладает разработанной политикой и обширной международной практикой сотрудничества с местными партнерскими организациями, которые вовлечены в деятельность по поддержанию сектора неправительственных организаций и объединений, базируемых на местном уровне. Именно это обстоятельство обеспечивает то? что поддержка INTRAC сектора неправительственных организаций осуществляется в контексте потребностей местного уровня, а службы поддержки НПО на местах укрепляются, а не разрушаются.

Средняя Азия оказалась изолированной и не участвовала в дискуссиях и накоплении опыта, с которым знакомы НПО, развивающие свою деятельность в остальных частях мира. Программа способна расширить доступ к информации (по таким темам как бедность, гендер и роль гражданского общества).

Гендерные индикаторы

Индикаторы для измерения влияния проекта на жизнь женщин не были включены в его первоначальный замысел. Был проведен анализ Программы в середине срока ее существования. Консультант по проблемам гендера посетил Среднюю Азию с целью проведения оценки гендерной чувствительности Программы и оказания помощи в разработке индикаторов для измерения позитивного или негативного воздействия на жизнь женщин.

Выявленные проблемы приведены ниже.

1. Упущенные индикаторы

Женщины, будучи систематически отчужденными от органов государственной власти из-за падения советской системы, тяготели (многие из них ) к сектору неправительственных организаций (НПО).

Однако жизнь женщин не улучшилась благодаря деятельности этих НПО. Существовали некоторые индикаторы, такие как количество женщин, нанятых НПО или число женщин, вошедших в правление. Эти индикаторы не измеряли качество средств и ресурсов, обеспеченных привлеченными женщинами.

2. Участие

Программа представила концепцию участия в Средней Азии, которая предусматривала комплексную подготовительную (тренинговую) программу, содержащую компонент оценки сельского участия партнерскими организациями, работающими над созданием гражданского общества.

Тренеры из партнерских организаций и из INTRAC работали совместно со своими целевыми группами (местными НПО), помогая им в определении потребностей и нужд на местном уровне, которые потом анализировались на предмет того, в какой степени местные НПО, с учетом их навыков и ресурсов, способны предоставить соответствующие услуги.

Программе, однако, не удалось определить (измерить) уровень и качество средств, обеспеченных женщинами. Она также не смогла отследить и вопрос о том, позитивно ли отражали промежуточные результаты каждого семинара потребности равенства женщин и мужчин.

О применении гендерно-чувствительных индикаторов во второй фазе программы

В рамках Программы были проведены серии семинаров с партнерскими организациями, посвященные планированию и разработке логического формата (логарифма) участия, который будет использоваться в качестве базового ориентира для введения мониторинга программы на предмет участия.

В рамках этого логарифма разработан компонент "суб-логарифма" для измерения влияния, оказываемого программой на жизнь женщин.

Цель этого "суб-логарифма" состоит именно в том, чтобы INTRAC и партнерские организации развивали гендерные подходы в работе с организациями гражданского общества

Индикаторы включат следующее:

  1. Индикаторы средств и ресурсов будут касаться партнерских соглашений, существующих между НПО и INTRAC. Эти соглашения вновь пройдут через переговорный процесс и должны включить индикаторы, которые обеспечивают воздействие на жизнь женщин (т.е. уровень женского участия в подготовительных занятиях измеряется, весь персонал партнерских организаций проходит гендерное обучение. Будет осуществлен поиск новых партнеров для проведения круглых столов по проблемам гендера с приглашением экспертов для выступления. При этом, единственным критерием является открытость к гендерному подходу.) Достижение цели будет соизмеряться с наличием перемен в восприятии персоналом партнерских организаций роли женщин в гражданском обществе.
  2. С помощью индикаторов процесса будет оцениваться количество женщин, вовлеченных в деятельность, а также произведен качественный анализ образа действий женщин, участвовавших в семинарах и занятиях по оценке сельского участия.
  3. Индикаторами промежуточного результата станут количественные изменения в методах деятельности организаций-партнеров в отношении к своим целевым группам (т.е. приоритет будет отдан общественным объединениям, которые нацелены на улучшение статуса женщин в обществе) и качественные изменения в жизни женщин (т.е. больший контроль над деятельностью организаций гражданского общества).

Преждевременно судить о достаточности этих индикаторов для определения перемен в жизни женщин. Однако Программа является динамичным процессом развития возможностей для создания гражданского общества. Ее гибкость обеспечит интеграцию партнерских организаций в процесс оценки (измерения) и совершенствования окончательных результатов по мере эволюции самой Программы.


Содержание