РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ИНДИКАТОРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОЕКТУ ПО ГЕНДЕРНЫМ ВОПРОСАМ ДЛЯ СМИ (РОССИЯ)
Общие сведения о проекте
Проект по гендерным вопросам для СМИ, поддержанный Канадским Фондом поддержки российских женщин, затрагивает проблему пристрастного освещения положения женщин /гендерных вопросов российскими средствами массовой информации. В нем напрямую участвовали 4 российских региона (телепрограммы были произведены в Ижевске (Удмуртия), Кемерово (Кузбасс), Томске (Сибирь) и Сургуте (Тюменская область). В ходе проекта были произведены фильмы и прошли ток-шоу по 4 темам: репродуктивные права женщин, женщины и труд, женщины и политика и женщины и насилие. Видеокассеты с фильмами бесплатно переданы НПО, телекомпаниям и другим организациям.
Задачи и составляющие проекта
Задачи проекта: обучить журналистов из регионов основам освещения женских вопросов в свободной от гендерных стереотипов, беспристрастной манере; производство 4 телепрограмм, освещающих основные женские проблемы:
- тележурналисты, представляющие региональные телекомпании, были обучены экспертами по гендерным/женским проблемам в ходе семинара в Москве, проведенного организацией-грантополучателем Интерньюс;
- 4 журналиста были выбраны для производства фильмов об актуальных для их городов проблемах женщин;
- фильмы и ток-шоу были показаны 4 местными компаниями;
- передачи были скопированы на VHS кассеты и разосланы в региональные НПО и СМИ;
Использование индикаторов
Индикаторы средств и ресурсов
Количественные
- команда участников проекта, состоящая из менеджеров и журналистов, работающих в Интерньюс;
- эксперты по гендерным вопросам и консультанты, вовлеченные в проект;
- помещение и офисное оборудование;
- оборудование для съемок;
- число телекомпаний/тележурналистов, получивших объявления о проведении семинаров;
- средства, выделенные для выполнения проекта;
- информационные материалы, распространенные во время семинаров;
Качественные
- мнения НПО и экспертов относительно целесообразности проекта;
- оценка другими донорами степени надежности и способности выполнять проекты организацией-грантополучателем;
- оценки профессионального уровня и знаний экспертов, выбранных для участия в проекте;
- оценка другими СМИ/журналистами профессионального уровня команды, работающей по проекту.
Индикаторы процесса
Количественные
- число телекомпаний и журналистов, высказавших желание принять участие в проекте;
- число журналистов, принявших участие в конкурсе на право производства фильмов в регионах;
- число участников интерактивных опросов, проведенных в ходе ток-шоу;
- число телефонных звонков, полученных во время ток-шоу;
- число законодателей и экспертов, принявших участие в ток-шоу;
- число запросов от НПО и других организаций на получение видеокассет с фильмами;
- статистика участников проекта/зрительской аудитории с разбивкой по признаку пола;
Качественные
- критерии отбора журналистов для производства фильмов в регионах (профессионализм, творческие способности, понимание гендерных проблем, технические возможности телекомпаний, в которых журналисты работают);
- новые вопросы по женской проблематике, предложенные для обсуждения зрительской аудиторией ток-шоу;
- региональные различия в подходе к гендерным проблемам, выявленные у журналистов/зрителей
Индикаторы промежуточных результатов
Количественные
- число участников семинара;
- сеть журналистов, созданная в результате семинара по гендерным проблемам;
Качественные
- оценки результатов семинара журналистами;
- изменение отношения участников семинара к гендерным проблемам ;
- новые темы, идеи, методы освещения положения женщин, возникшие в ходе семинара;
Индикаторы окончательных результатов
Количественные
- общее число зрительской аудитории;
- число просьб от зрителей на повторение показа фильмов и ток-шоу;
- число новых передач по гендерным вопросам, появившихся в 4 регионах, где были показаны фильмы;
- рост числа телекомпаний, запросивших фильмы для показа
- размеры и количество сетей, состоящих из журналистов, экспертов по гендерным вопросам, НПО, которые создались в результате проекта;
- число профессиональных наград, полученных участниками проекта;
Качественные
- оценки программ зрительской аудиторией во время ток-шоу;
- оценки программ экспертами по гендерным проблемам и журналистами;
- высказывания зрителей, свидетельствующие об изменении их отношения к гендерным вопросам;
- социальные и правозащитные инициативы в интересах женщин, выдвинутые в ходе ток-шоу.
Долгосрочное воздействие может быть оценено путем ответа на следующие вопросы:
- Явился ли интерес СМИ к гендерным вопросам в данных 4 регионах устойчивым или он оказался временным явлением?
- Какие изменения в программы, планирование и содержание телепередач с точки зрения гендерной проблематики внес данный проект?
- Стало ли изображение женщин в СМИ более реалистичным и доброжелательным в результате проекта?
- Будут ли реализованы социальные и правозащитные инициативы, обсужденные в ходе ток-шоу?
- Внес ли проект вклад в осознание общественностью важности гендерных/женских вопросов в данных 4 регионах и в обществе в целом?
- В какой степени сохранится приверженность гендерным стереотипам?
|