РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ИНДИКАТОРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОЕКТУ ПО ГЕНДЕРНЫМ ВОПРОСАМ ДЛЯ СМИ (РОССИЯ)

Общие сведения о проекте

Проект по гендерным вопросам для СМИ, поддержанный Канадским Фондом поддержки российских женщин, затрагивает проблему пристрастного освещения положения женщин /гендерных вопросов российскими средствами массовой информации. В нем напрямую участвовали 4 российских региона (телепрограммы были произведены в Ижевске (Удмуртия), Кемерово (Кузбасс), Томске (Сибирь) и Сургуте (Тюменская область). В ходе проекта были произведены фильмы и прошли ток-шоу по 4 темам: репродуктивные права женщин, женщины и труд, женщины и политика и женщины и насилие. Видеокассеты с фильмами бесплатно переданы НПО, телекомпаниям и другим организациям.

Задачи и составляющие проекта

Задачи проекта: обучить журналистов из регионов основам освещения женских вопросов в свободной от гендерных стереотипов, беспристрастной манере; производство 4 телепрограмм, освещающих основные женские проблемы:

  • тележурналисты, представляющие региональные телекомпании, были обучены экспертами по гендерным/женским проблемам в ходе семинара в Москве, проведенного организацией-грантополучателем Интерньюс;
  • 4 журналиста были выбраны для производства фильмов об актуальных для их городов проблемах женщин;
  • фильмы и ток-шоу были показаны 4 местными компаниями;
  • передачи были скопированы на VHS кассеты и разосланы в региональные НПО и СМИ;

Использование индикаторов

Индикаторы средств и ресурсов

Количественные

  • команда участников проекта, состоящая из менеджеров и журналистов, работающих в Интерньюс;
  • эксперты по гендерным вопросам и консультанты, вовлеченные в проект;
  • помещение и офисное оборудование;
  • оборудование для съемок;
  • число телекомпаний/тележурналистов, получивших объявления о проведении семинаров;
  • средства, выделенные для выполнения проекта;
  • информационные материалы, распространенные во время семинаров;

Качественные

  • мнения НПО и экспертов относительно целесообразности проекта;
  • оценка другими донорами степени надежности и способности выполнять проекты организацией-грантополучателем;
  • оценки профессионального уровня и знаний экспертов, выбранных для участия в проекте;
  • оценка другими СМИ/журналистами профессионального уровня команды, работающей по проекту.

Индикаторы процесса

Количественные

  • число телекомпаний и журналистов, высказавших желание принять участие в проекте;
  • число журналистов, принявших участие в конкурсе на право производства фильмов в регионах;
  • число участников интерактивных опросов, проведенных в ходе ток-шоу;
  • число телефонных звонков, полученных во время ток-шоу;
  • число законодателей и экспертов, принявших участие в ток-шоу;
  • число запросов от НПО и других организаций на получение видеокассет с фильмами;
  • статистика участников проекта/зрительской аудитории с разбивкой по признаку пола;

Качественные

  • критерии отбора журналистов для производства фильмов в регионах (профессионализм, творческие способности, понимание гендерных проблем, технические возможности телекомпаний, в которых журналисты работают);
  • новые вопросы по женской проблематике, предложенные для обсуждения зрительской аудиторией ток-шоу;
  • региональные различия в подходе к гендерным проблемам, выявленные у журналистов/зрителей

Индикаторы промежуточных результатов

Количественные

  • число участников семинара;
  • сеть журналистов, созданная в результате семинара по гендерным проблемам;

Качественные

  • оценки результатов семинара журналистами;
  • изменение отношения участников семинара к гендерным проблемам ;
  • новые темы, идеи, методы освещения положения женщин, возникшие в ходе семинара;

Индикаторы окончательных результатов

Количественные

  • общее число зрительской аудитории;
  • число просьб от зрителей на повторение показа фильмов и ток-шоу;
  • число новых передач по гендерным вопросам, появившихся в 4 регионах, где были показаны фильмы;
  • рост числа телекомпаний, запросивших фильмы для показа
  • размеры и количество сетей, состоящих из журналистов, экспертов по гендерным вопросам, НПО, которые создались в результате проекта;
  • число профессиональных наград, полученных участниками проекта;

Качественные

  • оценки программ зрительской аудиторией во время ток-шоу;
  • оценки программ экспертами по гендерным проблемам и журналистами;
  • высказывания зрителей, свидетельствующие об изменении их отношения к гендерным вопросам;
  • социальные и правозащитные инициативы в интересах женщин, выдвинутые в ходе ток-шоу.

Долгосрочное воздействие может быть оценено путем ответа на следующие вопросы:

  • Явился ли интерес СМИ к гендерным вопросам в данных 4 регионах устойчивым или он оказался временным явлением?
  • Какие изменения в программы, планирование и содержание телепередач с точки зрения гендерной проблематики внес данный проект?
  • Стало ли изображение женщин в СМИ более реалистичным и доброжелательным в результате проекта?
  • Будут ли реализованы социальные и правозащитные инициативы, обсужденные в ходе ток-шоу?
  • Внес ли проект вклад в осознание общественностью важности гендерных/женских вопросов в данных 4 регионах и в обществе в целом?
  • В какой степени сохранится приверженность гендерным стереотипам?

Содержание