РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ИНДИКАТОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ "ЖЕНЩИНЫ И РЕФОРМА РЫНКА ТРУДА В РОССИИ"

Общие сведения

Проект о женщинах и реформе рынка труда в России родился в определенном смысле как ответ на нехватку достоверных, универсальных данных о положении женщин на российском рынке труда. Общепринятое представление заключалось в том, что "безработица имеет женское лицо". Однако отсутствие базовых данных мешали определению серьезных индикаторов и, более того, сдерживало разработку адекватной политики и программы мероприятий для решения проблемы.

Карлтонский Университет предложил трехлетний проект, который нашел поддержку некоторых ключевых федеральных министерств (Министерство развития людских ресурсов Канады, Министерство по делам женщин Канады) и правительств провинций и территорий (Британская Колумбия и Юкон), а также других участников (Канадский Рабочий Конгресс).

В России также были привлечены влиятельные партнеры, включая Министерство труда и социального развития, пять региональных служб занятости, Федерация независимых профсоюзов, Женщины России. Координирующий орган проекта - Центр исследования рынка труда. В марте 1999 года проект начал свое существование после одобрения CIDA.

Задачи проекта

Приоритетная задача проекта прямо связана с гендерным равенством, в связи с чем проект делает акцент на усовершенствовании конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Существуют четыре элемента для основной гипотезы, на которой базируется проект: женщины на самом деле менее конкурентоспособны на рынке труда в определенных сферах занятости и компетентности, женщины рассматриваются как менее конкурентоспособные в результате стереотипного восприятия, например, они дискриминированы из-за предрассудков практики найма на работу; и женщины просто не приспособились к условиям нового рынка труда.

Проект нацелен на то, чтобы пролить свет на эти проблемы и привлечь к ним внимание политиков и официальных лиц, принимающих решение, для разработки политики, направленной на решение данных проблем, и предложения рекомендаций по пилотной программе.

Составляющие проекта

Проект имеет три последовательные и связанные фазы: исследовательский компонент, политическую составляющую и демонстрационный компонент. Каждый компонент был запланирован на период, который длится в течении года. Связующие мероприятия между компонентами в заключительной стадии каждого этапа также были предусмотрены.

Методология исследовательского компонента включила сбор и анализ доступных данных не только с точки зрения получения итогов, но также и с точки зрения определения пропасти, противоречий и ошибочности анализа.

Этот подход обусловил проведение основного исследования работодателей, наемных работников, профсоюзов и безработных в пяти регионах России с целью ликвидации информационного вакуума.

В итоге был подготовлен доклад на 200 страницах, обнародованный на конференции высокого уровня в Москве. Это привлекло внимание парламентариев и высокопоставленных официальных лиц, также как и влиятельных фигур из профсоюзов, НПО и делового мира.

В результате озабоченность проблемами, с которыми сталкиваются женщины на рынке труда, была усилена, что привело к более глубокому осознанию необходимости эффективного решения этих проблем путем разработки политики и введения программы.

Конференция также обеспечила трамплин для второго компонента проекта, политического, который повлек за собой приезд в Канаду делегаций с целью осуществления специальных визитов для обмена опытом. Делегации включали в свой состав тех лиц, которые создают и влияют на политику. Эти поездки были задуманы по матрице, которая возникла в результате конференции.

В итоге дискуссий, состоявшихся во время поездок в Канаду, канадский опыт был включен в дизайн основных стратегических документов и решений. На национальном уровне Федеральная стратегия занятости на период 2001-2003 г.г. отразила канадские средства и ресурсы, а резолюция Трехсторонней комиссии предусмотрела создание Центров гендерной экспертизы и учреждение института Уполномоченного по гендерному равенству в рамках Федерации независимых профсоюзов (40 миллионов человек - члены профсоюза).

Другим заметным окончательным результатом стало то обстоятельство, что Канадский министр по делам женщин встретилась с российскими официальными лицами для проведения консультаций по подготовке проекта обновленного "Национального доклада о выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин". Кроме того, канадской стороной была предложена поддержка трем регионам в развитии их стратегий занятости и региональных планов.

С этого момента проект вступает в свою стадию третьего года, во время которой будет отобран и реализован демонстрационный проект. Проект будет подвергнут тщательному мониторингу, а его итоги проанализированы с прицелом на широкое распространения полученных уроков. В этом направлении предусмотрено, что некоторые успешные подходы будут интегрированы в программы Федеральной и региональных служб занятости, а также адаптированы другими организациями как на национальном, так и на региональном уровнях по всей России.

Индикаторы

Индикаторы средств и ресурсов

Доля фондов, направленных на выявление и ликвидацию барьеров, с которыми сталкиваются женщины на рынке труда, является ключевым количественным индикатором средств и ресурсов.

Огромное число качественных индикаторов проистекает из исследовательского компонента, включая поведенческие барьеры и трудности в восприятии женского успеха на рынке труда. Это обеспечивает критерии в пяти регионах для будущих исследований. Качественный анализ, однако, обусловит их применение и с течением времени, и тогда, когда фонды проекта не будут доступны для этой цели.

Индикаторы процесса

Соотношение женщин, включенных в делегации для осуществления визитов по обмену опытом, связанных с выработкой политики, среди тех, на кого нацелены как на "совершенствующих политику" в рамках соответствующих институтов и среди тех, кто участвуют в обучающихся и других демонстрационных проектах, является количественным индикатором процесса. Пропорция женщин в управленческой структуре и работающих в проекте в качестве консультантов является также полезным индикатором. Интересно, что количество высокопоставленных официальных лиц на уровне принятия решений (преимущественно мужчины), которые были вовлечены в процесс путем привлечения к участию в конференции и Рабочей группе, является важным индикатором открывающихся возможностей для оказания влияния. Качественные индикаторы процесса охватывают уровень и тип внимания СМИ, широту контактов с главными институциональными участниками.

Индикаторы промежуточных результатов

Количественные промежуточные индикаторы включают подготовку и распространение докладов по проекту, также как и распределение документов, имеющих отношение к этим докладам. В то же время качественные индикаторы промежуточных результатов имеют в виду качество и влияние принимаемых решений, которые оказывают позитивное воздействие на гендерное равенство. Этот последний индикатор можно измерить анализируя политические документы, которые испытали на себе влияние проекта на федеральном и региональном уровнях.

Другим количественным индикатором могла бы стать численность женщин, которые получили работу вслед за участием в демонстрационных проектах, в то время как качественно можно оценить относительный уровень дохода.

Институциональное изменение, например, такое как учреждение Постоянной Комиссии по проблемам равенства женщин в рамках Федерации независимых профсоюзов, наделенной мандатом для внедрения гендерного равенства и правом мониторинга за ним, можно также считать за индикатор качественного изменения.

Индикаторы окончательных результатов

Изменение в соотношении численности женщин, занятых на рынке труда, безработных и остающихся за пределами рабочей силы в пяти регионах и в России в целом - возможный наиболее существенный и явный индикатор окончательных результатов. Однако, будет чрезвычайно трудно установить любую причинную связь и проконтролировать макро и микро-экономические факторы.

Изменение отношения к найму женщин и пределы распространения, в рамках которых гендерный подход применяется как норма выработки политики на рынке труда - также могли бы стать индикаторами.

Эти индикаторы можно измерить несколькими способами:

  • А) анализ политических рамок документов на федеральном и региональном уровнях (до и после, плюс контрольные регионы);
  • Б) оценка изменений в поведении институциональной структуры;
  • В) оценка уровня внимания со стороны СМИ и вовлеченности НПО;
  • Г) определение устойчивости проекта.

Большинство данных индикаторов могут быть по достоинству оценены только спустя некоторое время после прекращения деятельности по проекту.


Содержание