РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ИНДИКАТОРЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
А5.1 Общепринятые индикаторы в сфере образования и грамотности
- Расходы на одного студента.
- Грамотность.
- Умение считать.
- Текущая посещаемость.
- Процент второгодников, процент отсева и процент окончивших учебное заведение.
- Процент переведенных в следующий класс/на следующий курс.
- Число бросивших учебу и не посещающих занятия - движение из школы и обратно в школу.
- Зачисление учащихся в учебные заведения.
- Число лет учебы - достигнутый уровень.
- Неформальное образование.
- Число зачисленных в учебные заведения и число прекративших учебу по возрастным категориям.
- Качество обучения - книги, парты, отношение числа учителей к числу учеников, здания.
- Содержание учебной программы.
- Транспорт.
- Число учителей женского пола.
- Участие родителей в учебном процессе или домашних занятиях - уровень удовлетворенности.
- Затраты родителей на приобретение книг, школьно-письменных принадлежностей, формы, а также на питание и транспорт.
- Частные/государственные учебные заведения.
- Расходы государства на нужды среднего и высшего образования.
A5.2 Сложности с использованием индикаторов в сфере образования
С точки зрения оценки положения женщин индикаторы в сфере образования относятся к числу одних из самых важных. При выборе индикаторов в сфере образования, также, как и при выборе любых других индикаторов, необходимо найти компромисс между наличием данных, точностью определения индикатора и уместностью этого индикатора с точки зрения женщин. Коэффициент зачисления, относящийся, наряду с уровнем грамотности, к числу наиболее часто используемых для оценки положения женщин индикаторов, является хорошим примером в этом отношении.
Использование нормативного коэффициента зачисления - числа детей, принятых в начальную или среднюю школу, к общему числу детей в соответствующей возрастной группе для этого уровня, в процентах, который также известен как брутто зачисление, сопряжено со сложностями, поскольку он предполагает упорядоченную и простую связь между возрастной группой и уровнем образования. "Во многих странах, однако, процент учащихся в начальной школе превышает 100%, поскольку много детей, возраст которых соответствует средней школе, посещают начальную школу" (Андерсон 1991: 56). Вместо этого Андерсон предлагает в качестве индикатора нетто зачисление, которое характеризует общее число детей соответствующей возрастной группы, принятых в школу, к общему числу детей в этой возрастной группе, в процентах, который также известен как нетто зачисление. В той же работе Андерсон высказывает мысль о том, что нетто зачисление учащихся в начальную школу является наиболее подходящим индикатором, поскольку величина нетто зачисления в среднюю школу может зависеть от того, является ли среднее образование в этой стране обязательным или нет.
Проблема, однако, состоит в том, что данные для расчета нетто зачисления могут быть менее доступными, чем данные для расчета брутто зачисления. Кроме того, в документе ООН, регламентирующим составление индикаторов для оценки положения женщин (1984: 35), говорится: "Хотя коэффициенты зачисления в учебные заведения могут ассоциироваться с уровнем грамотности среди девочек и могут использоваться в качестве текущей точки отсчета для измерения будущих успехов, прием в начальную школу не является самым важным индикатором. В тех обществах, где родители традиционно заботятся об обучении не столько девочек, сколько мальчиков, число девочек, которые перейдут затем в среднюю школу, не говоря уже о поступлении в университеты, будет, по всей видимости, меньше. Таким образом, важно иметь не просто статистику зачисления в учебные заведения, а статистику зачисления в разбивке по уровням учебных заведений, а на более высоких уровнях - и по изучаемым предметам, что поможет выявить различные типы образовательных пирамид для девочек и мальчиков, а также изменения в формах этих пирамид с течением времени". Компромисс, заложенный в выборе того или другого индикатора, о котором говорилось выше, проиллюстрирован ниже следующей Таблицей, которая в целях упрощения типологизирует индикаторы на высокие и низкие категории. Из Таблицы видно, что для оценки гендерно-чувствительного контингента учащихся идеального индикатора не существует.
Таблица А5.1 Сильные и слабые стороны индикаторов в сфере образования с точки зрения гендерной перспективы
Индикатор | Уместность с точки зрения женщин | Наличие данных | Точность измерения |
Брутто зачисление на уровне начальной школы | Низкая | Высокое | Низкая |
Брутто зачисление на уровне средней школы | Высокая | Высокое | Низкая |
Нетто зачисление на уровне начальной школы | Низкая | Низкое | Высокая |
Нетто зачисление на уровне средней школы | Высокая | Низкое | Высокая |
Приведем еще три замечания относительно коэффициента зачисления:
i. Коэффициент зачисления показывает, сколько учащихся было принято, но не показывает, сколько из них посещают занятия. Как сказано в одном документе ООН: "так как переписи не предоставляют данных, которые позволяли бы изучать статистику не посещающих занятия и бросивших учебу, кроме как путем умозаключений на основе анализа в течение длительного периода времени, важно дополнить данные переписей другими материалами, которые содержали бы информацию об этой стороне посещаемости". (ООН 1984: 35). Сведения о проценте отсева учащихся в развивающихся странах, однако, мало доступны.
ii. Коэффициент зачисления не покрывает качественной стороны содержания учебной программы. "Даже когда девочки посещают школу, они могут получать образовательную подготовку, совершенно отличную от той, которую получают мальчики. Во многих обществах учебная программа, которая считается подходящей для девочек, может быть совершенно не связанной с потенциальной будущей занятостью ..." (ООН 1984: 36). Кроме того, учебная программа может содержать стереотипы в отношении женщин, который влияют на характер понимания детьми гендерной проблематики.
iii. Коэффициент зачисления - это индикатор не столько окончательных результатов, сколько процесса. Индикатором окончательных результатов является уровень грамотности, который обычно считается более значимым показателем, чем коэффициент зачисления, поскольку он представляет собой итог обучения в школе. Однако, при выборе индикаторов грамотности также следует находить компромиссы. Согласно определению ЮНЕСКО, базовая грамотность характеризует способность как читать, так и писать (короткое простое сочинение на темы повседневной жизни). Некоторые документы (например, ООН 1989) исходят из того, что лучшим индикатором окончательных результатов является функциональная грамотность (например, способность читать газету); однако, применительно к развивающимся странам уровень функциональной грамотности подсчитывается не всегда.
При использовании грамотности в качестве индикатора также возникают проблемы. Грамотность отражает работу системы образования в течение ряда лет. "Средний возраст населения в развивающихся странах старше 15 лет - 36 лет. Следовательно, показатели уровня образованности взрослого населения отражают средние социальные усилия в сфере образования 20-35-летней давности ... Такие преобладающие показатели являются относительно нечувствительными к текущим социальным инвестициям в образование молодых". (Мюррей 1993: 36). Как уже говорилось выше, коэффициент зачисления отражает текущую ситуацию, но его использование также сопряжено со сложностями.
|