РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОЦЕНКА УЧАСТИЯ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Сейчас понятно, что из-за пристрастия к схеме развития "сверху-вниз" взгляды основных участников проектов в области развития часто в расчет не принимались. Кроме того, взгляды участников, в особенности бедных сельских женщин, обычно не ценились по причине склонности к использованию в проектах в области развития знаний и опыта проживающих в городах мужчин-профессионалов. Также оказалось непростым делом наладить обобщение и толкование взглядов участников.
Позднее, однако, несколько агентств разработали методики оценки участия, которые получают все большее признание. Ниже следуют описания двух главных из этих методик. Подробнее о КАМР и степени участия смотри КАМР (1994l).
СЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА УЧАСТИЯ (СОУ)
СОУ - это способ обследования, который разрабатывался с конца 80-х годов многочисленными организациями, особенно неправительственными, примерно в сорока развивающихся странах. С концептуальной точки зрения, главным для СОУ было желание учиться у местных жителей и беззаветная вера в то, что местное население, включая женщин, обладает глубоким пониманием местной среды, которое может быть использовано и адаптировано с тем, чтобы сделать проекты в области развития более подходящими для этих людей. С методологической точки зрения, в основе появления СОУ лежало недовольство традиционными подходами к сельским обследованиям, которые делали акцент на сборе информации и не предусматривали участия в оценке местного населения. СОУ также выросла из "Быстрой Сельской Оценки", которая стремилась найти середину между "блиц-туризмом в области сельского развития" с его пристрастием к городу и предубеждением против бедных, и долгосрочными антропологическими исследованиями, которые могли длиться годами до получения результатов. СОУ использует методы, схожие с антропологическими, но также нацелена на то, чтобы позволить местным жителям играть главную роль в производстве оценки, и использовать методы, с помощью которых у местного населения не столько собирают информацию, сколько содействуют его саморазвитию (Чэмберс 1994а).
СОУ - это методика, которая подходит для всех проектов, а не только для проектов по участию. Она использует ряд методов, чтобы заставить участников поделиться информацией, в частности групповые дискуссии, которые включают (Чэмберс 1994б):
Врезка А 4.1 Методы проведения сельской оценки участия
- Полуструктурированные беседы.
- Анализ вторичных источников с участием местных жителей, например, карт или фотографий, сделанных с воздуха.
- Составление карт и построение моделей с участием местных жителей, "в ходе которых местные жители используют поверхность земли, пол или бумагу для сообщения социально-демографической, медицинской информации, указания месторождений природных ресурсов, или расположения фермерских хозяйств на карте" (Там же: 960).
- Прогулки вместе с местными жителями, в ходе которых выслушиваются их комментарии и наблюдения относительно района прогулки.
- Хронология, анализ тенденций и изменений, включая составление хронологии событий, рассказы людей о своем прошлом, изменения в землепользовании и т.п.
- Устные рассказы, включая историю самих жителей и историю мест их проживания.
- Сезонные календари.
- Анализ средств к существованию, включая рассмотрение периодов стабилизации, кризисов, преодоления трудностей, доходов, расходов, долгов и т.п.
- Благосостояние, группирование и ранжирование хозяйств по степени зажиточности, с определением групп домохозяйств по критерию зажиточности и богатству, включая женщин, а также тех, кого считают самыми бедными.
Эти методы используются с целью поощрения планирования участия, разработки бюджета, реализации и мониторинга, в ходе которых местные жители готовят свои планы, бюджеты и графики выполнения, предпринимают действия, отслеживают и оценивают достигнутые успехи. Не будучи конкретно связанной с индикаторами, СОУ является полезным способом усовершенствования качественных показателей, которые часто соотносятся с вопросами самоуважения и экономического прогресса (Бек 1994а), а также важным средством усовершенствования количественных показателей.
Несмотря на растущее распространение, СОУ не является панацеей. Сложности с использованием индикаторов, предлагаемых основными участниками проекта, сродни сложностям в области участия. Они концентрируются вокруг того, чьи индикаторы должны приниматься в расчет, а чьи - исключаться из расчета (например, кто в "местной общине" решает, какие индикаторы являются важными; и являются ли методы и способы, которые используются для получения индикаторов с участием местных жителей, дискриминационными в отношении участия женщин), а также толкование знаний местного населения (Мосс 1995). Кроме того, методики СОУ могут сработать только тогда, когда между основными участниками и персоналом проекта был отмечен значительный контакт в прошлом13.
САМООЦЕНКА УЧАСТИЯ
Программа народного участия ФАО включает элемент под названием "Самооценка участия (СУ)", который позволяет персоналу проекта и планирующим органам узнавать мнение людей относительно качества достигнутого участия. В СУ проектные группы и персонал вырабатывают общие цели и определяют качественные индикаторы участия. Проводимое каждой группой заседание на предмет самооценки включает обсуждение того, были ли достигнуты эти критерии. При этом используется простая система начисления баллов, которая показывает, были ли критерии достигнуты полностью, в основном, частично или совсем не достигнуты (ODA 1994: 44). Группы могут быть гомогенными или гетерогенными (например, все члены группы - женщины, или все они - бедные), а сравнение ответов, полученных в разных группах, может рассказать о том, как осуществляется проект с точки зрения основных участников.
13Полезными источниками материалов о СОУ являются: PRA/PALM Series, которые можно получить по следующему адресу: MYRADA, 2 Service Road, Domlur Layout, Bangalore 560 071, India, и RRA Notes, публикуемые Международном институтом окружающей среды и развития по адресу: 3 Endskeigh Street, London WC1H ODD, U.K.
|